Историческая викторина "Европа в XVI–XVII вв."

Разделы: История и обществознание


Цели мероприятия:

  • Воспитательная – воспитание у детей уважения и любви к истории, мировой культуре;
  • Развивающая – развитие целостного мировоззрения, основанного на нравственных и духовно – ценностных ориентирах;
  • Обучающая – повторение и систематизация знаний по темам : “Великие географические открытия”; “Реформация в Европе”; “Развитие капитализма” (в рамках изученной программы 7 класса).

Задачи:

1. Приобщение к общечеловеческим ценностям и достижениям культуры;
2. Развитие навыков работы с историческими источниками;
3. Формирование устойчивого познавательного интереса к исторической науке;
4. Развитие культуры устной речи и навыка публичных выступлений.

Форма проведения – викторина.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

Подготовительная работа: подбор материала по темам, составление сценария, музыкального сопровождения, презентации, формирование команд.

Ход мероприятия

Звучит мелодия позднего средневековья (Эпохи Возрождения). Приложение 1

(Презентация. Слайд 1).

Учитель истории: – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с Вами насладимся необыкновенным путешествием в Европу XVI–XVII вв., а поможет нам в этом историческая викторина. Каждый класс продемонстрирует свои знания по предмету, целеустремленность и трудолюбие, своё умение работать в команде.

– Мы начинаем! У нас 5 команд, которым предстоит пройти 5 станций игры.

(Слайд 2).

Наша первая станция называется “Знатоки”. Сейчас мы посмотрим, какие вы интеллектуалы. За 3 минуты командам предлагается ответить на максимальное количество вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Первооткрыватель Америки? Колумб.

2. Разбой на морях, получивший свой рассцвет в XVI–XVII вв.? Пиратство.

3. Португальская колония – главный поставщик кофе? Бразилия.

4. Глава католической церкви? Римский папа.

5. Как у христиан называется нарушение заповедей Божьих? Грех.

6. Суд католической церкви? Инквизиция.

7. Движение за изменение и реформу католической церкви? Реформация.

8. Кого прозвали “Женевский папа”? Жан Кальвина.

9. Отношения, основанные на торговле и праве частной собственности ? Капиталистические.

10. Человек, дающий деньги под проценты ? Ростовщик.

11. Главная отрасль мануфактурного производства в Англии? Сукноделие.

12. Человек, любимец короля или королевы ? Фаворит.

Учитель истории: Молодцы! Все успешно справились с заданием, а наше путешествие продолжается, и нам предстоит посетить следующую станцию. Она носит название “Цепь событий”.

(Слайд 2)

Задание

Каждой команде дается 4 минуты на размышление. По жребию командам предстоит рассказать, о каких событиях идет речь на картинках. За верно названное событие команда получает 3 балла.

А. Гибель Непобедимой Армады.

Б. Варфоломеевская ночь во Франции.

В. Выступление Мартина Лютера.

Г. Инквизиция.

Д. Коронация.

Учитель истории: А что наши участники знают о выдающихся деятелях истории? А вот это мы сейчас и узнаем! Двигаемся на станцию “Личность в истории”.

(Слайд 7)

Внимание на экран! Перед нами портреты известных деятелей истории. Команды получают материалы, по жребию командам нужно правильно соотнести, кто изображен на экране с материалами на карточке. Член каждой команды по жеребьевке высказывает почему именно этот исторический деятель мог произнести эти слова, и какую мысль он хотел донести до нас. На выполнение задания выделяется 4 минуты.

За каждый правильный ответ команда получает 3 балл.

(Приложение 4).

Кто это мог сказать?

Ответьте на вопросы:

  1. Соотнесите цитаты с портретами на экране.
  2. Поставьте нужную букву напротив цитаты. Для этого вспомните исторических деятелей и при каких условиях они могли произнести эти слова.
  3. Вспомните какую мысль они хотели донести до нас.

“Я предпочитаю вовсе не иметь подданных, чем в качестве таковых еретиков”.

Филипп II, король Испании и ревностный католик, мысль – Испания центр контрреформации и направлена против еретиков.

“Вы думали, господа, что государство это вы? Государство – это я” –

Людовик XIV, мысль – что он монарх (абсолютная монархия) и его власть ничем не ограничена.

“Я хочу чтобы 1/10 часть богатств с открытых земель принадлежала мне” – Христофор Колумб, первооткрыватель; мысль – что он откроет богатые земли.

“На этом я стою и не могу иначе”

Мартин Лютер, мысль – что он не отречется от своих идей реформирования церкви.

“Если вы видите вещь белой, а церковь видит эту вещь черной, то вы должны отречься от своих идей, признать что вещь черная и принять позицию церкви”.

Игнатий Лойола, создатель школы иезуитов, испанский дворянин; мысль – что взгляд католическая церкви на вещи всегда правильный.

Учитель истории: Молодцы! Вы справились с заданием и узнали творцов истории, а теперь давайте выясним, какой еще след в истории оставляет человек. Мы перемещаемся на станцию “Архитектура”.

Командам предлагается за 1 минуту определить – что это за здания. В какой стране они были построены. И что общего между этими постройками. За полный ответ команда получает 2 балла. За частичный – 1 балл.

А) Эскориал – страна Испания.

Б) Версаль – страна Франция.

Общее между зданиями: Эти постройки – знаменитые резиденции королей (Испании – Филиппа II и Франции – Людовика XIV), являются олицетворением абсолютизма.

Учитель истории: Замечательно!!! Мы узнали с Вами архитектурные достопримечательности XVI–XVII вв., теперь я Вам предлагаю завершить наше с Вами путешествие последним испытанием на станции “Кроссвордово”.

Учащиеся отгадывают командный кроссворд и сдают результаты жюри. Каждое верное слово кроссворда оценивается в 1 балл.

Приложение 2. Приложение 3.

За игру можно набрать максимально: 30 баллов

Рефлексия: Пока жюри проверяет кроссворды и подводят итоги, представители от команд благодарят ребят других классов за участие в викторине, делятся своими впечатлениями от игры.

(Жюри озвучивает итоги, вручает грамоты.)

Учитель истории: Я благодарю всех за активное участие в игре! Сплоченный командный дух, проявленную смелость и смекалку! Спасибо ребята за интересную игру! До скорых встреч!

Приложение 5. Ответы.