Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. В ответ на изменения, происходящие в быстро меняющемся мире, государство взяло курс на обновление российского образования.

Школа должна помочь становлению личности, обладающей такими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни. Неслучайно, что первым пунктом президентской инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты. Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты.

Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе работ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым, А.Г. Асмоловым [1].

В связи с этим основным приоритетом работы является формирование «универсальных учебных действий». Задача учителя начальных классов состоит не в передаче детям максимального возможного объёма знаний, а в том, чтобы учить детей «умению учиться», «жить вместе».

Личностные УУД обеспечивают у учащихся умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание определённых моральных норм. Привитию вышеназванных качеств способствуют уроки литературы, которые мы начинаем с мини-сочинений. Например, работу « Зимний лес» учащиеся пишут перед стихотворением Ф. Тютчева « Чародейкою Зимою...». Материал «Под снежной бахромою », «Солнце мещет луч косой... », « Вспыхнет и заблещет лес ослепительной красой» рассматриваем в природе, а не по учебнику. Вскоре ученики сами начинают наблюдать изменения в природе, с утра в классе звучит « А Вы заметили метелицу, стелющуюся ковром шелковым?», «Я наблюдал снегирей... ».

Получив определённые навыки работы над словом, ученики с успехом применяют их на практике. Они представляют свои работы на конкурсах чтецов и риторики разного уровня. Так, сочинение одной из учениц «Звенит январская вьюга» в районном конкурсе творческих работ заняло 1-ое место. Ученик 3-го класса со сказкой «Иванушка-мастер» стал лауреатом международного фестиваля детского творчества «Звёзды нового века». Ученик 1-го класса со сказкой "Сон маленького хоккеиста" занял 1-ое место в областном фестивале детского творчества "Старая-старая, сказка".

Познавательные УУД включают общеучебные, логические, проблемные действия. Формируя познавательные УУД, начиная с 1-го класса, мы используем на уроках технологию перспективного опережающего обучения. Так, в букварный период, дети составляют «город букв и звуков» Это – таблица, где каждая буква имеет своё место. Звуки изучаемой буквы дети «заселяют» в ячейку таблицы, предварительно раскрасив её по правилу, которое подразумевает характеристику звука. В «городе» появляются улица гласных звуков и букв, «дом» согласных звуков, где живут мягкие и твёрдые звуки.

Игра – это творчество. В процессе игры у учеников вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к учёбе, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь. Например, предлагаются задания на развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, решение логических задач: « Какая геометрическая фигура лишняя?», «Какие из предметов пройдут в кольцо?» [2].

Приём «синквейн» является составной частью технологии развития критического мышления (РКМ). На уроке литературы в 3-ем классе мы выясняем смысл этого понятия, вспоминаем части речи, пробуем создавать «синквейны» общими усилиями. На этом этапе формируются познавательные УУД, развиваются личностные УУД: каждый должен сделать выбор нужных фраз, слов на основе личностных ценностей; регулятивные УУД, когда учащиеся планируют свою работу, пытаются спрогнозировать результат, оценивают то, что у них получилось; коммуникативные УУД, когда школьники учатся сотрудничать, увлекаются общей идеей.

В своей работе мы используем проектную и исследовательскую деятельность. Учащимися были созданы проекты «Первоцветы Воронежской области» (был размещён в сетевом образовательном сообществе «Открытый класс»), «Мои четвероногие друзья», «Улица моего города». Работа ученицы 4-го класса «Моя любимая улица» заняла 2-ое место на областном краеведческом сборе «Знатоки Воронежского края».

В 2010г. в школе создано НОУ «Эрудит». Цель работы – объединить талантливых учащихся на основе общих научных интересов и стремления к самосовершенствованию, самовыражению в области овладения навыками интеллектуального труда. В процессе выполнения проектных и исследовательских работ у учащихся сформировываются умения, которые направлены на формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

На районной конференции ученики с успехом представляли исследовательские работы «Изучение транспортного загрязнения окружающей среды», «Черепаха как удивительное животное Земли», «Наш парк: знаем, помним, гордимся». Автор последней работы стал лауреатом Российского конкурса «Юный исследователь» в номинации «Краеведение».

Разнообразие используемых педагогических технологий на уроках и во внеурочное время позволяет повышать эффективность обучения, интерес к предлагаемым образовательным программам.

Список литературы.

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Гончарова М.А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления / Пособие для начальных классов: сборник заданий. – М.: Антал, 2005.