Подвижные игры как средство здоровьесберегающей технологии

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. По определению отечественных психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Многие исследователи: В.Г. Барабаш, О.И. Кокорева, Т.И. Осокина констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.

За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в средствах массовой информации – трансляция спортивных соревнований различных видов спорта по радио и телевидению, статьи в газетах. Выпуск различной литературы спортивной направленности: книги, брошюры, различные методические и учебные пособия и т.п. С введением в действие в 1998 г. нового Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, физическая культура приобрела особую значимость. В учебниках как курса М.Я. Виленского, И.М.Туревского и ряда других увеличилось число заданий теоретического и практического характера; появилось большое разнообразие упражнений для развития силы, ловкости, быстроты; увеличилось число упражнений, пробуждающих и развивающих интерес учащихся к предмету.

Актуальность проблем и вопросов определил тему нашего исследования: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной работе».

Проблема исследования: какое влияние оказывает применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе на здоровье учащихся.

Цель: изучить применения здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Объект: процесс обучения детей в условиях здоровьясбережения.

Предмет исследования: здоровьесбережение как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Задачи исследования:

  1. Изучить классификацию, принципы, средства, методы здоровьесберегающей технологии;
  2. выявить оптимальные формы организации обучения.

Глава 1. Подвижные игры как средства здоровьесберегающей технологии.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощьютехнологий здоровьесберегающией педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Советская школа длительное время по праву считалась одной из лучших в мире. Это подтверждалось специальными исследованиям ЮНЕСКО в 1991 году. Однако уже в советской школе школьные программы повышенного уровня привели к появлению ряда отрицательных явлений, связанных, прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии.

За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа реагирует на эти изменения. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучия в состоянии здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на здоровье учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это знакомые большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Порой казалось, что на игру посягает бурно развивающийся спорт, вовлекающий все новые массы детей и подростков. Но этого не произошло и не могло произойти, потому что спорт и игру роднит одно и то же начало – соревнование. Они развиваются параллельными путями, тесно сближающимися между собой. Недаром многие учителя физкультуры и тренеры успешно используют игровой метод в спортивной подготовке. Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются:

  • организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
  • реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
  • повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
  • формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
  • развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни. В методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.

Центральным вопросом отечественной дидактики в проблеме познавательного интереса учащихся является отыскание таких средств и методов, которые возбуждали бы их познавательный интерес, привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение. А обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их ценные устремления и запросы, приобретала бы значительный эффект в совершенствовании учебного процесса.

Особое место мы отводим формированию физического развития младших школьников на уроках физической культуры. Интерес к ней в начальных классах поддерживается применением на уроках игр, общеразвивающих упражнений, вопросов, заданий. Интересные игры и практические задания, проведение соревнований привлекают внимание детей, усиливают и развивают их физически, служат основой для занятий спортом.

Подвижным играм элементами спорта как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов.

Игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми и упражнениями способствуют воспитанию у младших школьников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка.

Полностью текст работы приведен в Приложении.