Игры для коррекции и развития воображения

Разделы: Логопедия


Работая с детьми логопатами, я столкнулась с проблемой. Оказывается у наших детей плохо развито воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни. Развивать у ребёнка воображение- это равносильно тому, что разбудить в нём волшебника.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы они могли усваивать школьную программу без воображения? Значит, воображение и фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Поэтому в нашей группе мы стали уделять большое внимание играм по развитию воображения. Дети с большим удовольствием играют в дидактические игры, такие как “На что похожи облака” или “Смешные животные”. В сюжетно-ролевых играх так же ребенку надо научиться вжиться в эту роль, что бы игра была интересной, а это тоже воображение. И этому тоже нужно учить. На выходные дни игры предлагаем родителям, чтобы поиграли с детьми дома, в гостях, на прогулке. Так же предлагаем родителям самим вместе с детьми придумывать разные игры на развитие воображения.

Большую роль в развитии воображения играют игры-драматизации, постановка небольших сценок, спектаклей. Для развития воображения предлагаем детям разные задания, например: “Представьте себе море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. А теперь быстро встали и побежали к морю. Прыгнули в море и поплыли”. Даем задания, такие как: “Пройдитесь как старая бабушка, как царевна”. В своей работе используем мимические этюды. Один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чем говориться.

После сна проводим игры такого типа: все становимся в круг и по команде начинаем делать разные произвольные движения. По сигналу все играющие замирают в разных позах. Затем воспитатель или учитель-логопед спрашивает, что ребенок задумал и показал.

Учим детей отгадывать и придумывать загадки: покажи своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был. Работая над развитием творческих способностей, обратились к сказкам. Вначале читаем сказку, а затем проводим беседу по вопросам. В конце беседы даем задание: “Придумайте и расскажите новую сказку про этих же героев. Покажите их такими, как вам хочется”. Игра “Если бы я писал книгу” развивает не только воображение, но и способности трансформировать характеристики знакомых объектов. Попросите детей вспомнить, как выглядит слон Дамбо из диснеевских мультфильмов (слон с большими ушами, при помощи которых он может летать). Объясните детям, что авторы детских книг часто берут обычных животных и наделяют их какими- либо необычными чертами и особенностями. Из-за этого они становятся яркими и запоминающимися. Попросите детей перечислить запомнившихся им героев с необычными чертами (Чебурашка, Микки Маус и т.д.). Нарисуйте на доске обычную собаку и попросите детей дорисовать ей что-либо или изменить как- нибудь, чтобы она стала обладать какими- либо выдающимися особенностями. Они могут нарисовать ей крылья, дополнительные лапы, глаза, увеличить голову и т.д., а также дать имя этой собаке. После этого пусть дети представят, что они сочиняют истории о необычных животных. Такая игра как “Незаконченные рисунки” развивает воображение, образное мышление, графические навыки. Взрослый поочерёдно показывает карточки к игре. Дети отгадывают, что на них изображено. Тот, кто первым даст правильный ответ, получает фишку (геометрическую фигурку, вырезанную из бумаги). Выигрывает ребёнок, который к концу игры собрал большее количество фишек. Вот ещё одна интересная игра “Рисунки спрятались”- педагог показывает детям одну из карточек и говорит: “Ребята, внимательно посмотрите на картинку. Рисунки, которые были изображены на ней, решили поиграть в прятки. Они спрятались за геометрическими фигурами подходящего размера и формы. Догадайтесь, кто или что может скрываться за фигурами, и нарисуйте их на своём листе бумаги”. Выигрывает ребёнок, который создал наиболее выразительный и оригинальный сюжет, соответствующий заданному эталону.

Воображение тесно связано с изодеятельностью, вся совместная деятельность с детьми направлена на развитие фантазии. Вот, например, несколько игр: “Необычные кляксы”- педагог показывает, как можно поставить кляксы, чтобы не испачкаться при этом, демонстрирует способ получения симметричных клякс (нужно капнуть на середину листа немного чернил, сложить бумагу пополам и затем развернуть). После завершения работы педагог говорит: “Давайте рассмотрим все кляксы и скажем, на что они похожи. Постарайтесь увидеть в каждом из клякс, как можно больше изображений предметов”. Можно предложить детям дорисовать кляксы до какого-либо изображения; “Удивительная ладонь”- педагог предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После выполнения работы он говорит: “Ребята, у вас получились похожие рисунки, давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие- нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок”.

Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников- читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры. Музеи, ездить на экскурсии и т.д. когда ребёнок рождается, у него ещё нет воображения. Чем старше становиться ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить!