ИКТ в коррекции нарушений речи у старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Поиск новых форм работы с детьми, имеющих различные нарушения речи – одна из важнейших задач учителя-логопеда. Организация обучения детей с нарушениями речи требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и их интереса к изучаемому материалу. В последнее время одним их эффективных средств коррекции речи стало использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Использование ИКТ по нашим наблюдениям активизирует познавательную деятельность ребенка, привлекает внимание и поддерживает интерес к логопедическим занятиям, тем самым помогают педагогу решать самые трудные в традиционной практике задачи, связанные с развитием и коррекцией нарушений речи у детей.

Индивидуальный подход, несомненно, один из основополагающих в коррекционной педагогике. Компьютерные ресурсы обеспечивают необходимый уровень сложности заданий, соответствующий возможностям и темпу деятельности ребенка.

ИКТ в коррекции речи предоставляет возможность самостоятельной продуктивной деятельности ребенка. При работе с компьютерной программой ребенок имеет возможность оперировать виртуальными образами окружающего мира и, получая независимую оценку компьютера, корректировать свои дальнейшие действия, выстраивая дальнейшую линию своего поведения.

Важнейшим условием эффективности применения ИКТ в коррекционной работе является обеспечение своевременной направляющей и корригирующей помощи педагога. Определяя трудности, возникающие у детей в процессе обучения, педагог выстраивает систему оказания пошаговой помощи конкретному ребенку.

В настоящее время для коррекции нарушений речи у детей – дошкольников мы используем следующие компьютерные средства:

  1. Программные продукты: “Игры для Тигры“ (автор Л.И.Лизунова); Программа “Развитие речи. Учимся говорить правильно” (авторы Г.О. Аствацатуров, Л.Н. Шевченко); Практический курс “Домашний логопед” (разработчик “Новый диск”); Обучающая игра “Баба-Яга учится читать” (творческая студия COM-MEDIA) и др.
  2. Презентационные инструментальные средства: мультимедийные и компьютерные презентации, которые применяются на всех направлениях работы по коррекции нарушений речи: развитие и коррекция звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и развития связной речи.

Эффективная коррекция нарушений речи с использованием ИКТ возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней. Использование компьютера органично входит в комплекс коррекционной работы, построенной с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка.

Говоря об использовании компьютера в обучении детей нельзя не затронуть здоровьесберегающие технологии, которые качественно обогащают коррекционно-образовательный процесс.

Использование ИКТ в дошкольном образовании требует от педагога качественно новых знаний современных компьютерных ресурсов и умение рационально и эффективно применять их в коррекционном процессе.

Литература:

  1. Вербенец А.М.. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы//детский сад :теория и практика. – 2011. – №6. – с. 6-21.
  2. Меняшев А.Е., Емченко С.А. Интеграция информационных и компьютерных ресурсов в коррекционно-образовательный процесс детского образовательного учреждения/ Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2012. – 44 с. (серия “Методические рекомендации”).