Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа элективного курса по истории “История России в вопросах и ответах” составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.

В соответствии с базисным учебным планом, учебным планом школы на элективный курс отводится 1 час в неделю в 10 классе, всего 34 часов в год

Элективный курс обеспечивает изучение курса истории России с древнейших времен до нач. XIX века. Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории России, "белых пятен" малоизученных страниц, роли личности в истории. Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы не возможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие, углубленно изучить территориальные, административные изменения в связи с большим объёмом программного материала и ограниченным количеством часов.

Цели курса:

1. Содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
2. Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ
Задачи:
– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России
– способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Учащиеся должны знать:

  • Характерные черты наиболее ярких личностей в истории;
  • Роль и значение деятельности исторической личности;
  • Оценка персоналии очевидцами и нашими современниками;
  • Суть, основные моменты того или иного исторического документа;
  • Границы Русского государства в разные исторические периоды;
  • Особенности социально-экономическое развитие государства в различные периоды.

Учащиеся должны уметь

  • Работать с первоисточниками, документами, картами, энциклопедическими словарями;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Анализировать, сопоставлять, давать собственную оценку событиям;
  • Составлять связный рассказ по тому иному вопросу истории, опираясь на документы, факты;
  • Читать исторические карты разных исторических эпох, делая сравнения и выводы.
  • Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
  • Рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе
  • Выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
  • Определять, и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Методы изучения курса:

  • Работа с первоисточниками, документами, архивными материалами, энциклопедическими словарями и другой дополнительной литературой;
  • Изучение монографии, исследование о жизни и деятельности исторических личностей;
  • Работа с историческими картами.
  • Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов
  • Ведения диалога, дискуссии
  • Моделирование исторических ситуаций

Содержание элективного курса

Введение

Значение углубленного изучения документов, первоисточников, личностей, карт для изучения исторических процессов в развитии России. История России – подходы к изучению Взаимосвязь истории России с мировой и региональной историей.

Древнерусское государство в IX-XII вв.

Восточные славяне: происхождение, быт и хозяйство. Предпосылки создания государства у восточных славян. Правление первых русских князей. Значение деятельности князей для дальнейшего укрепления русского государства, повышения его авторитета. "Русская правда", "Поучение детям" и "Устав" Владимира Мономаха, – юридические памятники раннефеодальной эпохи.

Русь в период раздробленности

Русские земли и княжества в ХII–середины ХIII века. Раздробленность русских земель. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. История в лицах: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо.

Борьба против монгольских завоевателей. Походы Батыя на Русь. Чингисхан – Великий хан. Борьба русских земель с западными завоевателями. Александр Невский. Князья-полководцы, возглавившие борьбу русского народа против иноземных захватчиков в XII – XIV веках. Русь и Орда в XIII – XIV веках.

Образование Русского централизованного государства

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века. Собирание русских земель во второй половине XIV века. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII–XIV веке. Формирование и укрепление централизованного российского государства. XV век. Московское княжество в первой половине XV века. Правление Ивана Грозного: внутренняя и внешняя политика. Опричнина. Русская культура XVI века.

Преображённая Россия XVII – XVIII веков

Смутное время – гражданская война в России? Значение Смутного времени, уроки. Новые явления в экономике. Первые Романовы. Характеристика их деятельности, значение. Власть и церковь. Церковный раскол. Социальные движения XVII века. Обмирщение культуры. Пётр I и его время. Современники Петра о его деятельности. Эпоха дворцовых переворотов – выбор пути. Русская историография. “Золотой век” Екатерины Великой. Формирование Российской империи.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

  Введение  

1

История России – подходы к изучению  

2

Историческая карта – источник информации  

3

Как работать с историческим документом  
  Древнерусское государство в IX-XII вв.  

4

Восточные славяне. Предпосылки создания государства.  

5

Правление первых русских князей.  

6

Юридические памятники раннефеодальной эпохи  

7

Практическая работа  
  Русь в период раздробленности  

8

Раздробленность русских земель.  

9

Альтернативы развития отдельных земель  

10

“Вызов” Востока – “ответ” Руси  

11

Русь и крестовые походы  

12

Русь и Орда в XIII – XIV веках.  

13

Практическая работа  
  Образование Русского централизованного государства  

14

Усиление Московского княжества  

15

Собирание русских земель  

16

Формирование и укрепление централизованного российского государства.  

17

Правление Ивана Грозного: реформы и опричнина  

18

Внешняя политика Ивана Грозного  

19

Русская культура XVI века.  

20

Практическая работа  
  Преображённая Россия XVII – XVIII веков  

21

Смутное время – гражданская война в России?  

22

Основные события Смутного времени. Герои и народ  

23

Значение Смутного времени, уроки.  

24

Первые Романовы. Новые явления в экономике.  

25

Власть и церковь. Церковный раскол.  

26

Социальные движения XVII века.  

27

Обмирщение культуры.  

28

Пётр I и его время. Становление империи  

29

Современники Петра о его деятельности.  

30

Эпоха дворцовых переворотов – выбор пути.  

31

“Золотой век” Екатерины Великой. Проекты и реальность  

32

Формирование Российской империи  

33

Практическая работа  

34

Итоговая контрольная работа