Продуктивное задание на уроках музыки "Можем ли мы увидеть музыку". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Музыка – это не только то, что мы слышим, но и логика,
последовательность хода мыслей, в следствии которых
затрагивается эмоциональная сторона жизни человека.

Рихард Шварц

Современная система образования нацелена на внедрение новых образовательных стандартов. Это требует перехода от репродуктивного характера деятельности к активной продуктивной деятельности учащихся. Сегодня на уроках отдается предпочтение продуктивным заданиям, основанным на технологии продуктивного обучения, которая позволяет развивать умения формулировать проблему, находить новые решения, преобразовывать информацию, действовать в нестандартных ситуациях. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться. В более узком смысле под УУД понимается как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В значительной степени достижение образовательных результатов связывается в стандартах второго поколения с развитием метапредметных универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  • Составлять план выполнения работы.
  • Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (ИКТ).
  • В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
  • В ходе представления работы учиться давать оценку ее результатам.

Познавательные УУД:

  • Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимую информацию, программы.
  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать информацию.
  • По заданной ситуации составлять короткие цепочки правил “если …, то …”.
  • Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  • Представлять информацию в виде схем, в том числе с помощью ИКТ.
  • Составлять план работы.
  • Уметь передавать содержание в выборочном виде.

Коммуникативные УУД:

  • Учиться подтверждать аргументы фактами.
  • Учиться критично относиться к своему мнению.
  • Понимать точку зрения другого.
  • Cамостоятельно использовать приемы слушания.
  • Организовывать учебное взаимодействие в паре (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные УУД:

  • Стремиться к взаимопониманию на основе взаимного интереса и уважения;
  • Оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей, важности образования, красоты природы и творчества.
  • Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей и т.п.
  • Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
  • Объяснять самому себе свои некоторые черты характера; свои наиболее заметные достижения
  • Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Организация образовательного процесса на деятельностной основе предполагает самостоятельную познавательную деятельность обучающихся на основе универсальных учебных действий. Данное продуктивное задание с использованием класса нетбуков способствует формированию и развитию ученика – деятеля. Любое продуктивное задание выполняется на основе единого алгоритма действий, применяемого учениками на различных занятиях, помогающего решить проблемные вопросы и поставленные задачи.

Порядок выполнения продуктивного задания:

  • Осмыслить задание.
  • Составить план работы, определить свою роль.
  • Найти нужную информацию.
  • Преобразовать информацию в соответствии с заданием.
  • Сформулировать мысленно ответ, используя слова: “я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.”.
  • Представить полученные результаты.
  • Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя.
  • Дать самооценку выполненного задания.

Вместе с новым стандартом в школу пришли и учебники по музыке для 1, 2 и 5-х классов. Еще в первом полугодии 5-го класса по теме “Музыка и литература” учащиеся, слушая мелодию Г.В.Свиридова “Поет зима, аукает” из второй части “Поэмы памяти Сергея Есенина”, на Лаборатории музыки учились находить фрагменты нотного текста, в которых можно увидеть и услышать есенинские “стозвоны сосняка”, зимнюю вьюгу, ветер, постепенное наступление затишья. Основная задача здесь – слушать и слышать, смотреть и видеть.

Связанные с конкретной темой урока продуктивные задания могут быть наполнены различным содержанием. Например, на уроке музыки в 5-м классе по теме “Музыка и изобразительное искусство” учащиеся определяли взаимосвязь музыкального и изобразительного видов искусств. Отвечая на проблемный вопрос “Можем ли мы увидеть музыку?”, ученики выполняли продуктивное задание “Музыкальная цветографика”: прослушав определенный фрагмент музыкального произведения, основываясь на полученных ранее знаниях и выражая свои чувства, эмоции, используя свой опыт ассоциаций, дети должны были преобразовать прозвучавшие музыкальные фрагменты в цветовую гамму, используя графический редактор Paint.

Музыкальное искусство – это искусство звука, изобразительное – искусство цвета. Известно, что светлые краски вызывают радость, бодрость, а темные – угнетают, опечаливают. Для грустной музыки подойдут холодные, неяркие цвета, для весёлой – яркие и тёплые. Каждое из искусств представляет информацию своими художественными средствами выразительности.

Человек воспринимает звук, ощущая его по высоте, громкости, темпу и тембру. Определенная организация этих характеристик воспринимается как звуковая информация. Для конвертации музыки в графическое изображение учащимся было предложено пять разнохарактерных музыкальных произведений. (Рисунок1) Во фрагментах звучала музыка песенного, танцевального, а также маршевого характера, так как мы далее переходили к военно-патриотической тематике. Нужно отметить, что это не рисование под музыку. Прозвучал первый фрагмент – дается время на цветовую зарисовку, прозвучал второй фрагмент – снова выбирают цвет и т.д. При прослушивании музыкального фрагмента название произведения не озвучивалось. (Рисунок 2–6)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Соотнося звуки в музыке с красками в живописи, а мелодию с линиями в рисунке, дети подбирали штрихи, линии, пятна, точки, придумывали фигуры, составляли из красок цветовую гамму. Прием “визуализации музыки” ярко демонстрирует работу наглядно – слухового, наглядно – зрительного и словесного методов.

В ходе анализа работ учеников было выявлено, что иллюстрации после прослушанного фрагмента одного и того же музыкального произведения близки по настроению, цветовой палитре. (Рисунок 7 – 12)

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

И также можно сделать вывод, что ученики, используя личный опыт и выражая собственное мнение, умеют определять средства музыкальной выразительности, работать с таблицей эмоциональных состояний, ориентируются в средствах изобразительного искусства, владеют навыками работы с ИКТ, а также могут оценить свою деятельность.

С помощью сетевого обеспечения свои работы учащиеся передавали в Главную папку, из которой вся информация поступала в компьютер учителя и результаты сразу были видны на мультимедийной доске, что позволило представить и оценить продукт деятельности каждого учащегося.

Продуктивное задание является универсальным образовательным и воспитательным средством, позволяющим осваивать теорию музыки, воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус учащихся.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович говорил: “Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках”. 

Ярких впечатлений и новых открытий вам!

Литература:

  1. http://www.school2100.ru
  2. http://nsportal.ru/shkola/muzyka
  3. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. "Музыкальная графика" как эффективный метод музыкального воспитания // Профессиональная подготовка учителя музыки. – Казань, 1991.
  4. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку.– Казань, 1999.
  5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. – М.: РОССПЕН, 2003. http://synesthesia.prometheus.kai.ru/mys-grf_r.htm
  6. Музыка. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.О.Усачёва, Л.В.Школяр. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система “Школа 2100”).
  7. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша.1973—1982.
  8. Музыкальные фантазии. Я рисую музыку. http://fdstar.com/2008/11/13/muzykalnye_fantazii.html
  9. Скрипкин Д. Л. История музыкальных изобретений и понятие музыкальная информация. http://library.by/portalus/modules/culture/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1168426343&archive=&start_from=&ucat=&