Урок-образ по истории "Быт и обычаи россиян в XVIII веке". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели урока:

Познавательные:

  • Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;
  • выстраивать последовательность описываемых событий;
  • самостоятельно делать выводы.

Регулятивные:

  • Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • воссоздать исторический образ, сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.

Коммуникативные:

  • Участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

Личностные:

  • Понимать важность учёбы и познание нового в истории.

Методические приёмы: словесный, наглядный.

Ожидаемые результаты: освоение программного материала по данной теме, расширение кругозора, развитие познавательного интереса и желание дополнительно подчерпнуть информацию о быте и жизни россиян в 18 веке.

Структура урока:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

– Ребята, во сколько вы встаете утром? (Примерно в 7.00).
– А дальше? (Умываемся, завтракаем под музыку или ТВ, собираемся и идем в школу).
– А зачем вам музыка? (Это настроение, ритм будущего дня, мечты, которые отражены в текстах).

– Итак, утро – это начало, опережающий образ будущего дня. Давайте заново попытаемся пережить утро современного человека как образ будущего дня.

– Ребята, как вы думаете, во сколько вставали люди в XVIII веке? (С петухами, затем кушали и начинали трудиться).

– Почти правильно, но вы забыли о главном. Прежде, чем начать день, русский человек 18 столетия подходил к иконе и обращался к Богу с молитвой (образок на столе). В молитве человек просил у Бога прощения, обещал не делать зла и творить добро во имя Господа. Представьте, ребята, весь русский люд в одно мгновение утра поклонялся иконе Божьей и только после молитвы начинал трудиться… Вот и мы с вами, узнав об этом отправимся сейчас в XVIII век и посмотрим, как жил русский человек, Сравним жизнь и быт россиян разных сословий, а значит поговорим о “двух мирах”.

Итак, мы видим тему на доске и в ваших рабочих листах. Какие мысли есть у Вас о сегодняшнем уроке? О чем мы будем говорить? Каковы могут быть цели урока? Что Вы хотите узнать и понять?

Тема нашего урока: “Быт и обычаи россиян в XVIII веке” (запись на доске).

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ЖИЛИЩЕ

Сословные различия в жилищном строительстве в 18 веке стали наиболее наглядными. Самыми крупными царскими дворцами были Зимний в Петербурге (Рисунок 1. Зимний дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли), Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в Петергофе, созданные по проектам Растрелли. Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тыс. свечей и 150 тыс. лампад (Рисунок 2. Колонный зал дома Благородного собрания. Архитектор М. Казаков). Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием . Дворцы по приказу царей строились и для их фаворитов. По приказу Екатерины II богатейший Мраморный дворец был построен для Г. Орлова, Таврический – для Г. Потёмкина (причём у него он был выкуплен за 600 тыс. руб. и сразу вновь ему подарен). Старались не отставать и вельможи. Они строили себе по нескольку дворцов (Рисунок 3. Таврический дворец. Архитектор И. Старов). Причём старались не уступать друг другу в роскоши обстановки: украшали дома фресками, мозаиками, соболиными и тигровыми шкурами; в мраморных бассейнах плавали золотые рыбки, а в позолоченных клетках пели канарейки и говорили по-французски попугаи. Жилища простого городского населения по-прежнему строились из дерева. В связи со строительством Петербурга правительство запретило делать каменные постройки из-за нехватки строительного камня. При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже всего города. Городские дома строились теперь иначе. Если раньше в центре дома была печь, вокруг которой размещались жилые помещения, то теперь центральное место занимал коридор, в который выходило большинство комнат. Окна стали делать больше, вставляя в них стекло, а не слюду, как прежде. Избы и жизнь крестьян. (Рисунок 4). Работа с таблицей инсерт. (Приложение 1).Во время чтения текста необходимо на полях делать пометки: “V” – уже знал; “+” – новое; “-” – думал иначе, “?” – не понял, есть вопросы. Итак, в ваших рабочих листах есть текст “Крестьянство: повседневный быт”, прочтите и выполните данное задание.

Рисунок 1. Зимний дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли

Рисунок 2. Колонный зал дома Благородного собрания. Архитектор М. Казаков

Рисунок 3. Таврический дворец. Архитектор И. Старов

Рисунок 4

– Ребята, давайте послушаем фрагмент из произведения Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. (Приложение 2).

Итак, какая у вас сложилась картина жизни крестьян?

ОДЕЖДА

В одежде знати в течение XVIII в. произошли огромные изменения. Русское дворянство сначала выписывало модные одежды из Европы, а вскоре стало приглашать модельеров из Франции, Австрии, Голландии прямо в Петербург. (Рисунок 5. В.Л. Боровиковский. Портрет князя А.Б. Куракина). Не менее сложными и дорогими были женские наряды (Рисунок 6. Императрица Екатерина I). Опираясь на картинки, опишите как выглядело русское дворянство. После смерти Елизаветы Петровны осталось 15 тыс. её платьев. Украшались платья огромным количеством драгоценностей. Знаменитое жемчужное ожерелье дочери Алексея Орлова оценивалось в 600 тыс. рублей – стоимость Таврического дворца. Для небогатых дворян и чиновников такая роскошь была невозможной, но они стремились следовать моде в фасонах одежды (Рисунок 8). Крестьянство же оставалось обутым и одетым так же, как и сто лет назад до этого.

Рисунок 5. В.Л. Боровиковский. Портрет князя А.Б. Куракина

Рисунок 6. Императрица Екатерина I

Рисунок 7

Рисунок 8

Ребята, у вас на партах лежат иллюстрации женских костюмов и их описания. Прочитайте и приготовьтесь пересказать, используя иллюстрации.

ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ (конец XVIII – начало XIX вв.) (Рисунок 9)

Рисунок 9

ДЕВИЧИЙ И ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ СЕВЕРА И ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИИ (конец XVIII – начало XIX вв.) (Рисунок 10)

Рисунок 10

Душегрея на лямках называлась “телогрея”, “перо”, “перышко”, которая изготовлена из русской сарафанной ткани. Из простых недорогих тканей носили в будни, а праздничные шили из гладкого или узорного шелка. Рубаха изготовлена из коленкора и кисеи, украшена вышивкой и коклюшечным кружевом. Девушки носили в основном белые рубахи с пышными рукавами до локтя. Ожерелка – шейное украшение – состоит из шнура, перламутровых и стеклянных бус.

ПИТАНИЕ

– Питание основной части населения оставалось традиционным. Давайте вспомним, какие основные продукты питания использовали крестьяне в XVII веке? (примерные ответы учащихся – зерновые культуры: рожь, просо, пшеница, овес; много овощей, мясные и рыбные блюда; садовые культуры и ягоды, дары леса).Для богатого и среднего городского населения в XVIII веке привычными стали сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Впервые стали использовать плиты и сковороды. Трапезы стали совместными: в них принимают участие и мужчины, и женщины. У каждого теперь появляется свой столовый прибор. В XVIII веке знать познакомилась с лучшими образцами европейской кухни. В дворянских усадьбах нередко служили повара-иностранцы. По преданию, повар Строганова, имевшего плохие зубы, придумал для своего барина специальное блюдо: мелко нарезанное мясо с соусом – “бефстроганов”. А повар-француз по имени Оливье изобрел рецепт самого известного и сегодня салата, называемого в его честь, а на Западе просто “русским”. Широкое распространение в XVIII в. получили званые обеды. На ваших партах тоже лежит приглашение на подобное мероприятие – на маскарад в доме обер – шталмейстера Льва Александровича Нарышкина. Рассмотрите его. (Рисунок 11)

Рисунок 11

– Как вы думаете, какие развлечения предлагались гостям? На основе чего сделаны такие выводы? (беседа)
– На обратной стороне билета прочитайте меню:

Закуски – икра, сыры, соленая рыба. Ужин: десять видов различных супов, куриные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. К мясным блюдам – красное, а к рыбным – белое вино. Горячие мясные блюда – ростбифы и антрекоты. Салаты, фаршированные козлята и поросята под соусами, копченые языки, угри, раки и креветки, потроха по-королевски, устрицы. Чай и кофе, конфеты и торты, экзотические фрукты.

Застолья обычно длились по 4-5 часов. За обедом могли быть поданы 80 – 100 блюд. (Рисунки 12 – 13)

Рисунок 12

Рисунок 13

В начале – до десяти различных супов. За ними следовали закуски – куриные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. Завершался званый обед чаем и кофе, к которым предлагали конфеты и торты, экзотические фрукты.

ДОСУГ

Дворяне участвовали в балах, карнавалах и званых обедах, уставая от них “до невозможности”. При этом они искренне считали себя не менее тяжело загруженными, чем их крепостные. Новым видом досуга стало посещение театральных представлений, как в государственных, так и в крепостных театрах. Часто устраивались танцы. Одним из самых популярных занятий знати стало коллекционирование картин, скульптур, табакерок, драгоценностей, тростей, портсигаров и т. п. Крестьяне не имели свободного времени даже в религиозные праздники и в воскресные дни (вплоть до указа Павла I 1797 года). В свободное от работы время они чаще всего занимались домашними делами или ходили в церковь. В зимние праздники и на Масленицу катались на санях с гор. В Рождество колядовали. Горожане (особенно в столицах) могли “принимать участие” в праздниках знати, наблюдая за ними со стороны. В дни коронационных торжеств или вступления на престол нового царя они могли получать от его щедрот вино и пироги. Все могли наблюдать за устраивавшимися по этому случаю фейерверками и иллюминациями.

Подведём итог. Запишите на рабочих листах ваш вывод по уроку.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

– Ребята, для того, чтобы закрепить пройденный материал, давайте поиграем. Игра называется “Мнемотехника”, она основана на технике запоминания. Игра проводится в три тура. Я зачитываю 8 слов, вы внимательно слушаете, но ничего не пишете. Как только я остановлюсь, сразу записывайте в столбик слова, которые запомнили, в любом порядке, не обязательно, как я их зачитывала.

1 тур: дворец, вельможа, город, изба, стекло, картофель, бал, печь
2 тур: барокко, фаворит, Таврический дворец, модельер, камзол, экзотические фрукты, оливье, фейерверк
3 тур: молитва, званый обед, масленица, Ассамблея, коллекционирование, Зимний дворец, табакерка

Подсчет результатов игры, выявление победителей. Выставление оценок за урок.

4. ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА.

– Итак, ребята, мы сегодня хорошо потрудились и узнали много нового. Заполните, пожалуйста, оценочное окно: поставьте свои метки на линии, соответствующие вашему восприятию материала урока (рабочие листы на партах). Сдайте их.

“ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО”

5. РЕФЛЕКСИЯ.

Если вам понравился урок поставьте +, не понравился – .

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф 33,ответьте на главный вопрос: “Почему XVIII век стал звёздным часом для России?” (развернутый ответ письменно или устно, по желанию).

Список источников:

  1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя.– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-160 с.
  2. Данилов А.А. История России: конец XVI– XVIII век: учебник для 7 класса.– М.: Просвещение, 2005.-240 с.
  3. История. 5-11 классы: технологии современного урока\ авт.-сост. В.В. Гукова и др.– Волгоград: Учитель, 2009.– 207 с.
  4. Кацва А.В., Юрганов М.П. История России XVI– XVIII век. – М.: МИРОС, РОСТ, 1998, -424с.
  5. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие.– Ростов н\Д: Феникс, 2007.– 475с.