Интегрированный урок (география + история) на тему "Яркая палитра Японии"

Разделы: География, История и обществознание


Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о разноликой Японии.

Задачи урока:

1. Сформировать историко-географический образ Японии как передовой страны на карте мира.

2. Развивать познавательный интерес, эмоциональную сферу личности школьников путём привлечения интересных фактов.

3. Совершенствовать умение учащихся работать с дополнительной информацией, развивать навыки общения школьников при групповой работе.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.

Форма урока: урок-панорама.

Оборудование: карточки индивидуальной рефлексии “Знаю! Узнал! Хочу узнать!”, рисунок “Контур Японии”, дополнительный текстовый материал к конкурсу “Посмотри и угадай” ,иллюстрации, тексты-форматки о Японии, мультимедийная система, японская посуда – набор для суши, сервиз для чайной церемонии, набор нецке, японская икебана.

Подготовительный этап:

1. Формируются 3 группы, и в каждой выбирается руководитель. Каждая группа готовит информацию в виде презентаций:

1-я группа – Природные особенности Японии.

Остров Японии – о.Хоккайдо.

2-я группа – Экономическое “лицо” Японии.

Остров Японии – о.Хонсю.

3-я группа – Токио – столица Японии.

Остров Японии – о.Сикоку.

2. Подготовка музыкальных заставок между заданиями.

3. Подготовка девочек класса к конкурсу японских женских причёсок. подбор одежды и аксессуаров.

4. Подготовить японские стихи – хокку.

5. Подготовить слайдовый материал на тему “ Посмотри, угадай”.

6. Изготовить 30 журавликов из бумаги (оригами) – символ счастья в Японии.

Ход урока

1. Организационный момент.

А) Установление мультимедийной системы, спуск экрана.

Б ) Оформление левого крыла доски: темы, плана урока, иллюстрации и форматки о Японии.

В) Удобная посадка ребят за парты по командам (3).

2. Этап подготовки к активному восприятию материала.

Учителя разъясняют о форме урока, целях и задачах. Раздача карточек индивидуальной рефлексии “Знаю! Узнал! Хочу узнать!” и объяснение работы по карточкам.

3. Этап усвоение новых знаний.

1. Представление страны.

Визитная карточка.

3 команды представляют Японию:

1) природные особенности Японии;

2) экономическое “лицо” Японии;

3) Токио – столица Японии.

Учитель истории представляет исторический обзор по стране. Учитель географии – экономико-географическую справку.

4. Ролевая игра. Гид по городам страны.

Путешествие по городам:

1-я группа – о.Хоккайдо

2-я группа – о.Хонсю

3-я группа – о.Сикоку

Презентация города мэром, жителями (в этой роли – учащиеся 10 класса). В роли туристов – учителя и учащиеся класса. (Вопросы)

5. “Посмотри и угадай”. В мире японских вещей

Работа в малых группах с дополнительным материалом на тему “ Посмотри и угадай”.

А) бонсай - японский садик,

Б) икебана,

В) нецке,

Г) театр кабуки,

Д) бусидо - кодекс самураев,

Е) японский веер.

Учащимся предлагаются тексты-загадки о каждой достопримечательности, после ответа на экране высвечивается правильный ответ – демонстрация слайдов.

А) Миниатюрные сады с карликовыми деревьями.

Передаются по наследству.

Диктуют стремление людей к красоте.

Около него можно просидеть не один час.

БОНСАЙ

Б) Это целая наука, связанная с цветами.

Её преподают в японских школах.

Обучают детей с 6 лет.

Нужны профессиональные знания и тонкое зрительное восприятие.

ИКЕБАНА

В) Маленькая символическая резная фигурка.

Изготовлена из слоновой кости и дерева.

Используется для прикрепления ключей.

Как кошелёк к поясу кимоно.

Приносят для их обладателя счастье, успех, любовь, богатство.

НЕЦКЕ

Г) Кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою, наедине с собой.

Высокая мужская философия и мораль.

БУСИДО

Д) Один из видов национального театра Японии.

Синтез пения, музыки, танца, драмы.

Сложный грим.

Сцена находится прямо в зрительном зале.

ТЕАТР КАБУКИ

Е) Символ военной власти в Японии.

Сначала изготавливались из пальмовых листьев, потом из бумаги, шёлка, кружев.

Его использовали как оружие сначала мужчины, а потом женщины, как оружие для завоевания мужского внимания, как оружие флирта.

ЯПОНСКИЙ ВЕЕР

6. Индивидуальные выступления представителей групп на тему “В гостях у японцев”.

А) Японский дом.

Б ) Красота японских женщин.(национальная одежда, причёски) – демонстрация.

В ) Национальная еда.(суши, сашими).

Г) Японская чайная церемония в исполнении учениц 10 класса.

7. Задание “Почему японцы живут долго?”

А) Отношение к жизни.

Б) Гигиена.

В) Доброжелательность.

Г) Религия, образование.

Задание. Блицтурнир “Всё о Японии”. Промежуточная групповая рефлексия.

Вопросы.

1. 99% населения Японии составляют….? Японцы

2. Религия, проникшая в Японию из Индии. Буддизм

3. Название морального кодекса самураев? Бусидо

4. Название циновок, покрывающих пол в японском доме? Татами

5. Какую воду в банях предпочитают японцы – холодную, тёплую, горячую? Горячую

6. Как японцы называют свою страну? Нихон, Ниппон

7. Выращивание карликовых деревьев. Бонсай

8. На каком острове расположена столица Японии? Хонсю

9. Основная религия в Японии. Синтоизм

10. Какой жест при встрече друзей отсутствует у японцев? Рукопожатие

11. Старое название Токио. Эдо

12. Денежная единица? Иена

13. Самая высокая гора Японии. Фудзияма

14. Как переводится “каратэ”? Борьба без оружия

15. Высший законодательный орган в Японии? Парламент

16. По форме правления Япония? Конституционная монархия.

17. Любимая еда японцев? Рыба

18.Япония – страна технически передового…..? Транспорта

8. Заключительная часть урока. Рефлексивно-оценочный этап.

Таблица “Знаю! Узнал! Что хочу узнать!” Заполнение карточки, полученной в начале урока.

Послушать в исполнении учеников 10 класса японские стихи – хокку (опережающее задание).

Задание заключительное. Каждой группе раздаются контур карты Японии для определения основных символов этой страны.

Подведение итогов работы групп учителями, отметив наибольшую активность, эрудицию, оригинальность, умение работать в группе.

Использованная литература

1. Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. – М., 1986.

2. Новожёнов Ю., Титюник А.И. Зарубежная кухня. - М., 1990.

3. Овчинников В.В. Ветка сакуры. – М., Молодая гвардия, 1978.

4. Страны и народы: Научно-популярное географо-этнографическое издание. -М., 1995.

5. Тавровский Ю.В. Двухэтажная Япония. – М., Политиздат, 1989.

6. Цветков В.В. Японские вертикали. – М., 1986.