Приемы интерактивного обучения на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Делай то, что ты можешь,
С помощью того, чем ты располагаешь,
Там где ты сейчас

Т. Рузвельт

Интерес  к изучению иностранного языка значительно возрос в последнее время. Как учебный предмет он обладает поистине безграничными возможностями для всестороннего развития  обучающихся. Успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей,  методов  и приёмов обучения. В современном процессе обучения иностранному языку важно создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении предметом; затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности; активизировать ученика  делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса.   Активные методы обучения позволяют сократить затраты времени на освоение знаний и формирование умений, навыков. Так как усвоение знаний, овладение практическими приемами работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или деловой игры. Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают к активной  мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на  изложение готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаний в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Вовлечение учащихся в интерактивную деятельность, а также повышение мотивации изучения иностранного языка может быть достигнуто благодаря использованию разнообразных приёмов и методов.

Приём “Роман с продолжением”

Используется при работе с параллельными классами на уроках английского языка. Ученики перелагают содержание английского текста на русский язык в стихотворной форме. Работа начинается в одном классе, а продолжается творчество в другом. Переложение содержания английских сказок на русский язык в стихотворной форме. Ребята совместно творят новую сказку в стихах, добавляя по строчке, удачному слову или рифме в общую канву стиха...

Приём “Послушать – сговориться – обсудить”

Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова , относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу. На уроке иностранного языка при изучении темы "Спорт" ученикам предлагается подумать и из 6  слов отбираются 3 и предлагаются классу через 1,5 минуты. Работа с этим упражнением занимает около шести-семи минут. За это время каждое из слов «спортивной» лексики повторяется вслух несколько раз, фактически затрагиваются вопросы словообразования, переносных значений слов. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение. В этом наборе встречаются почти все модельные грамматические конструкции. Таким написать 3 слова, относящихся к спорту и только к нему. Затем показать соседу по парте, образом, за несколько минут проделана работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.

Приём “Цветные поля”

Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик ,выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее. Применим на уроках английского языка, таких как лексический диктант.

Приём “Коллекционер”

Среди детских увлечений большое место занимает коллекционирование. Дети коллекционируют: марки, значки, монеты, фантики, машинки, открытки, всевозможные этикетки. Эти увлечения тоже могут стать источником педагогических приёмов. При подготовке к уроку «Англоговорящие страны» 2-3 месяца ученики собирали этикетки от импортных товаров, поступающих в нашу страну. Затем все они были вклеены в альбом, где каждой стране отводилось несколько страниц. На уроке ученики выступали в роли «дипломатов»: они называли страну, которую представляли, выясняли, какими товарами и сырьём могут обмениваться их страны с другими странами, и в «Центре международной торговли» заключали договоры и коммерческие сделки.

Приём “Реклама”

Учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5-10 мин. Работу можно организовать в группе. Создать рекламу интересных мест Лондона. Придумать слоган  неправильным глаголам.

Приём “Мимическая гимнастика”

Детям предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жеста, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.

Приём “Добавь следующее”

Хорошая игра для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.
Активно используя разнообразные приёмы на уроках важно, чтобы они были направлены прежде всего, на развитие памяти, самостоятельного мышления, внимания, воображения, ибо именно эти компоненты иноязычных способностей лежат в основе процесса овладения иностранным языком. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в  учебно-познавательную  деятельность,  позволяют преодолеть трудности и решить задачи обучения иностранному языку.