Бинарный урок (история + информатика) по теме "Русская культура XVIII века. Создание многоколоночной страницы в MS Word"

Разделы: История и обществознание, Информатика


Предметы:история и информатика.

Продолжительность: 45 минут.

Цель урока: систематизация знаний по теме «Русская культура XVIII века » через   организацию информации в  MS Word.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • ознакомить обучающихся с основными достижениями русской культуры XVIII века, научить оформлять страницу– журнал  в MS Word.
  • Развивающие:
    • продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;
    • развивать кругозор, познавательный интерес, совершенствовать навыки самоанализа и самоконтроля, развивать мышление и память, умение вести грамотный диалог с компьютером, анализировать события и давать им оценку
  • Воспитательные:
    • повышать интерес к предметам (история и информатика), общую и информационную культуру, воспитывать усидчивость, терпение, бережное отношение к компьютерной технике, прививать учащимся навыки самостоятельной работы.

Тип урока: комбинированный урок

Форма проведения: творческая практическая работа

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-поисковая, проектная.

Оборудование урока:

1. Компьютер с мультимедийным проектором
2. Компьютерная презентация
4. Компьютеры для обучающихся
5. Раздаточный материал «Основные направления русской культуры XVIII века»

Урок проводится в компьютерном классе совместно учителем истории и учителем информатики.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин
  2. Изучение нового материала – 7 мин.
  3. Видеофильм «Русская культура XVIII» – 6 мин.
  4. Повторение основ работы в MS Word. Принцип создания многоколоночной страницы.
  5. Работа в текстовом редакторе MS Word – 10 мин
  6. Закрепление изученного материала – 5 мин.
  7. Подведение итога урока – 1 мин.
  8. Комментарий к домашнему заданию – 1 мин.
  9. Рефлексия – 2 мин.
  10. Объявление оценок за урок – 1 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель истории: Добрый день!

Учитель информатики: Здравствуйте! Сегодня у нас интегрированный урок: истории и информатики. Урок объединит темы двух предметов: «Русская культура XVIII века» и «Работа в MS Word.»

Учитель истории: Сегодня на уроке мы поговорим о изменениях направлений и дальнейшем развитии русской культуры в XVIII веке, узнаем, какая о направлениях существовавших в русской культуре XVIII века, познакомимся с архитекторами, живописцами, скульпторами того времени.

Учитель информатики: А так же вы научитесь создавать и форматировать многоколоночные станицы в документ MS Word для создания печатных изданий.  В конце урока, пользуясь полученными знаниями, вы подготовите альманах «Русская культура XVIII века».

2. Изучение нового материала

Учитель истории: На прошлых уроках мы с вами выяснили, что начало XVIII века было очень насыщено реформами Петра I не только в переустройстве структуры управления государства, но и в быт русского народа. Какие изменения ввел Петр I в обычную жизнь русского народа?

Ответ: ножницы – пострижение бород, платье французского покроя и парик – смена внешнего облика дворян, трубка – курение, газета – «Ведомости» (Приложение 1. Слайд 5)

Учитель истории: XVIII столетие открывает новый период русской культуры – культуры Нового времени. В XVIII в. произошел решительный поворот от религиозной к светской культуре. Возрастает значение человеческой личности, что находит отражение в искусстве. Культура  нацелена на служение государственным потребностям. Ее пронизывает гражданский патриотизм. Необычно ускоряются темпы культурного процесса. Динамично меняются жанры и стили. Культурный процесс становится более разнообразным.  Особое влияние на развитие культуры оказали Петровские реформы, которые способствовали не только экономическому, но и культурному подъему государства. В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и в строительство. Они выражают мощь и величие русской империи. Если в период IX – XVII вв. строились преимущественно культовые сооружения – церкви, монастыри, то в XVIII в. русская архитектура осваивает незнакомые прежде разновидности светских зданий: административные, промышленные, научные, а также массовое типовое строительство. Зодчество осваивает новые стили: барокко и классицизм.
В стиле барокко работали такие талантливые архитекторы как Доминико Трезини создавшего собор Петропавловской крепости (1712-1733 гг.). Интерьер Петропавловского собора напоминает не церковь, а нарядный зал особняка. Это собор стал усыпальницей Романовых от Петра I до Николая II. Из гражданских построек Трезини сохранился Летний дворец Петра I (1710-1714 гг), здание 12 коллегий (1722-1734 гг.) (ныне университет). В Москве в стиле барокко был построен Лефортовский дворец для фаворита Петра I – Лефорта (1697-1699 гг.) зодчим Аксамитовым. На Чистых прудах построена церковь Архангела Гавриила (1701-1707 гг) архитектором Зарудным. В 1702 г. в Кремле возведено здание Арсенала архитекторами Ивановым, Конрад. Развитие стиля барокко связано с именем Растрелли. Наиболее крупные работы Растрелли: Большой дворец в Петергофе (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец (1762 г.), Смольный монастырь (1764 г.) в С-Петербурге. Яркий след оставил русский архитектор Ухтомский Дмитрий Васильевич. Его известные постройки: колокольня Троице-Сергиевской лавры (1770 г.) в г. Сергиев Посад, Красные ворота в честь коронации Елизаветы Петровны (1753 г.). 
С 60-х годов XVIII века в зодчестве появляется новый стиль – классицизм. Ярким представителем этого стиля стал Божков Василий Иванович создавший: дом помещика Пашкова (1786 г.), Михайловский замок в С.-Петербурге (1799 г.). его работы отличают: искусство планировки, смелость композиции, изящество формы. Казаков Матфей Федорович в1782 г. возвел Петровский дворец, построил Сенат в Кремле (1787 г.), здание Московского университета (1793 г.), усадьбу Демидова с «золотыми комнатами» (1791 г.). Архитектура и строительство XVIII века и сегодня являются не только украшениями русских городов, но шедеврами мирового значения.
В живописи XVIII века также как и архитектуре происходит перелом, переход от религиозной культуры к светской. Происходит переход к новым жанрам. Это, прежде всего, портреты, исторические композиции, миниатюра. Появляются новые живописные средства: объемность, светотень, анатомически правильное изображение тела. Никитин Иван Никитич (1685-1742 гг.). Он неоднократно писал портреты самого Петра I при жизни и на смертном одре. В парадном портрете Г.И. Головкина (1726г.) изображен видный государственный деятель. «Портрет напольного гетмана» (1720-е гг.). Художник изобразил пожилого человека, как бы уставшего от долгих трудов человека. Середину XVIII в. Представляли портретисты  И.Я. Вишняков (1699-1761 гг.) «Портрет Cарры Фермор» (1749г.); А.П. Антропов  (1716-1795 гг.) «Портрет статс-дамы А.М. Измайловой» (1759 г.) «Петр III» (1762 г.); И.П Аргунов (1729-1802 гг.), крепостной Шереметевых , «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784 г.) и другие. Их парадные портреты отличают нарочитость в позировании модели, дань парсуне (локальность цветов, плоскостность, застылость,  узорочье.) В лучших работах видны выразительность, поэтичность образов. В живописи конца XVIII в. Вершиной портретного искусства заслуженно считают работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Рокотов Фёдор Степанович (1736-1808 гг.). Наиболее известные портреты Ф.С. Рокотова: Н.С. Струйский (1772 г.), поэт В.И. Майков (1778 г.); очаровательные, одухотворённые дамские портреты «Неизвестная в розовом» (1770-е гг.), Е.Н. Орлова (1779 г.). Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822 гг.). Наиболее полно и целостно Левицкий выразил своё понимание трактовки образа в парадном портрете в серии смольнянок – воспитанниц Смольного  института благородных девиц (1773-1776 гг.) Художник изобразил каждую из 7 воспитанниц в определённой сюжетной ситуации, в характерной позе (танцует, музицирует, разыгрывает  театральную сценку, демонстрирует опыт и т.д.). Портретируемые не позируют, они живут. Необычен парадный портрет с бытовыми мотивами богача и филантропа П.А. Демидова (1773 г.). Портрет Екатерины II – законодательницы (1783 г.). Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.). Портрет М.И. Лопухиной (1797 г.) полон лёгкой грусти и поэтической мечтательности. Он пленяет нежной меланхоличностью, и удивительной мягкостью внутренней гармонией. В образе императрицы Екатерины II, изображённой без всякой торжественности  во время прогулки по Царскосельскому парку (1794 г.). «Портрет сестер А.И. Безбородко с дочерьми» (1803 г.) – групповой портрет, наглядно выражает сильную нежную привязанность матери и дочерей.
XVIII век явился периодом высокого подъема не только живописи, но и скульптуры. Осваиваются все основные виды станковой и монументальной скульптуры: портретный бюст, рельеф, статуя. Бартоломео – Карло Растрелли (1675-1744 гг.). Он трудился в разных жанрах скульптуры. Большой неизвестностью  пользуется его бронзовый бюст Петра I  (1730г.). В статуе «Анны Иоанновны с арапчонком» (1741 г.) – императрицы, медленно шествующей в тяжёлом расшитом драгоценными камнями платье, Растрелли создал выразительный образ «престрашного взора царицы».
Расцвет жанра портретного бюста связан с творчеством Федота Ивановича Шубина (1740-1805 гг.). Исполнял портреты из мрамора. В бюсте Ф.Н. Голицына (1775 г.) скульптор показал богатого вельможу,  пресыщенного благами, с чувством надменного превосходства. Бюст учёного  М.В. Ломоносова (1793г.) – иной, без парика,  обнажённый большой лоб говорит об уме, пытливости русского энциклопедиста. В портрете императора Павла  I (1800 г.) Шубин раскрыл образ сложный, противоречивый: отталкивающие черты лица, характера сочетаются с величественностью правителя.
Одним из ваятелей XVIII в. Был Козловский Михаил Иванович (1753-1802 гг.). Выделяются его работы в историческом жанре. В памятнике А.В. Суворову (1800-1801 гг.). Нет портретного сходства с прославленным полководцем. Это символ мужества и мудрости. В 1801-1802 гг. Козловский исполнил ставшую знаменитой статую «Самсон, разрывающий пасть льва». Самсон – символ славы русского оружия. Лев символизировал побежденную Швецию в Северной войне.
Вместе с отечественными мастерами славе российского ваяния способствовал Этьен Морис Фальконе, автор знаменитого «Медного всадника» – памятника Петра I  на Сенатской площади в Петербурге (1765-1782 гг.). Огромная каменная глыба стала символом побежденных Петром I трудностей. На глыбе взмывший на дыбы конь, повергающий копытами змея, т.е. врагов реформ государя. На коне Петр I простирает вперед руку – символ созидателя, преобразователя страны. 
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Само понятие «европейская культура» теперь имеет новое значение, ибо включает в себя молодую и стремительную в своем развитии культуру России.

Учитель информатики: Ребята сегодня мы с вами создадим Альманах содержащий сведения о русской культуре 18 века. Напомню вам, что альманах – это сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.). Для создания такого сборника  нам понадобится текстовый процессор MS Word. А значит нам нужно вспомнить правила и основные команды работы с этой программой.

3. Вопросы:

– Какой клавишей возможно осуществить отступ красной строки?

Ответ: TAB

– Какие объекты возможно вставить в страницу:

Ответ: Рисунки, фотографии, таблицы, формулы, колонтитулы, диаграммы.

– Какая команда позволяет вызвать окно форматирования символов.

Ответ: Формат/шрифт

– Что такое колонтитулы?

Ответ: Колонтитулами называют области, расположенные в верхнем и нижнем поле каждой страницы документа.

– Что такое буквица и какая команда осуществляет ее вставку?

Ответ: Буквица – это заглавная буква отличающаяся размером большим, чем остальной текст. Вставка буквицы происходит с помощью команды  Формат/буквица.

– Расшифруйте понятия «кегль», «гарнитура», «начертание». К чему относятся эти понятия?

Ответ: Гарнитура – вид шрифта, кегль – размер шрифта, начертание – это жирный, подчеркнутый и курсивный шрифт. Все эти параметры относятся к форматированию символов.
– Какая команда позволяет установить рамку страницы?

Ответ: Формат/границы и заливка.

Учитель истории: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с выдающимися людьми, прославившие свои имена своими творениями и создавшими гениальные произведения искусства.

Включается видеофильм «Русская культура XVIII века».

4. Работа с в текстовом редакторе MS Word

Учитель информатики: А теперь мы переходим к созданию Альманаха,в котором упорядочим  историю русской культуры 18 века. Послушайте инструкцию создания ваших страниц. (Приложение 2)

Учитель истории: Давайте проверим правильность ваших ответов. (Приложение 1. Слайды 10-12)

5. Закрепление изученного на уроке

Беседа по вопросам.

Учитель истории:

1. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:

ИМЕНА                                                  ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) Василий Баженов                            1) скульптор
Б) Иван Никитин                                  2) архитектор
В) Михаил Козловский                        3) живописец
Г) Дмитрий Левицкий 

А

Б

В

Г

2

3

1

3

2. Посмотрите на экран и скажите, кто лишний. Аргументируйте свой ответ. (Д. Трезини, Ф.Б. Растрелли, Ф.С. Рокотов, Д.В. Ухтомский. Все архитекторы, Рокотов – живописец)

3. К стилю барокко относится

  • Архангельский собор в Кремле
  • Храм Вознесения в Коломенском
  • Церковь Покрова Богородицы в Филях
  • Петропавловская крепость

4. Кто изображён на слайде? (портреты: Перт I, Екатерина II,Петр III, М.И. Лопухина) (Приложение 1. Слайд)

Учитель информатики:

3. Назовите выделенный в документе объект. (Приложение 1. Слайд)

6. Итог урока

Учитель истории: Сегодня на уроке мы открыли для себя мир русской культуры XVIII века, систематизировав информацию и создали альманах в текстовом редакторе MS Word. На следующих занятия мы продолжим разговор о развитии нашего государства и культуры, но уже в XIX веке.

Учитель информатики. Мы закрепили практические навыки работы с текстовым редактором MS Word, а также  научились вставлять в документ изображения, вводить в них текст, ориентировать текст в документе.

7. Домашнее задание

8. Рефлексия

  • Какой из моментов урока  оказался самым трудным, какой – самым легким? Почему?
  • С какими заданиями вы не смогли сразу справиться  и почему?

9. Выставление оценок

Учитель истории: До свидания. Сегодня мне было очень приятно работать с вами.

Учитель информатики: Спасибо за урок.

Приложение 3