Программа вокальной студии "Лира"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Актуальность программы вокальной студии «ЛИРА» (личностно-ориентированное развитие) связана с тем, что на уроках музыки в начальных классах нет возможности развить в полном объёме вокальные способности учащихся, удовлетворить потребность детей в пении, более углублённо изучать теоретическую основу музыки. Расширение концертно-исполнительской деятельности, участие во внеклассных и общешкольных мероприятиях даст возможность учащимся показать свои артистические способности, поможет стать более уверенными в себе и проявить свои личностные качества.

Каждому человеку от природы дан прекрасный музыкальный инструмент – голос, но не каждый умеет пользоваться этим инструментом. Часто дети стесняются своего певческого голоса, не уверены в своих музыкальных способностях. Поэтому надо как можно раньше пробудить желание петь – находить самовыражение в гармонии звуков, творить звуками и получать удовольствие от творчества, от своего голоса.

Данная программа представлена согласно федеральному государственному образовательному стандарту и нацелена на формирование практических умений и навыков в области сольного и ансамблевого пения.

Цель данной программы – воспитание гармонично развитой личности, формирование музыкальной культуры как части духовной культуры учащихся.

Реализовать поставленную цель поможет решение следующих задач:

  • развитие музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,  творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокального жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
  • усвоение знаний о музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, об интонационно-образной природе музыки, о выразительных средствах и особенностях музыкального языка, её воздействия на эмоциональное состояние человека.
  • овладение практическими умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание  устойчивого   интереса  к  музыке,   к   вокальному искусству; музыкального вкуса учащихся; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Реализация данной программы рассчитана на три года. Занятия студии проводятся два раза в неделю по 2 часа (120 часов в год)
Весь учебный материал рассчитан на последовательное развитие творческих   способностей   и певческих навыков учащихся.

Содержание программы 1 года обучения

  1. Вокально-хоровая работа: певческая установка, певческое дыхание, артикуляционная гимнастика, вокальная позиция, вокальные упражнения, диапазон, регистры, метр и ритм.
  2. Теоретико-аналитическая работа: прослушивание вокальных произведений, раскрытие содержания музыки и текста, особенностей выразительных средств исполнителя.
  3. Концертно-исполнительская деятельность: участие в конкурсах, фестивалях, концертах согласно плану текущего года.

Учебно-тематический план (1 год обучения, 7-8  лет)

№ п/п

Тема занятий

Общее
количество
часов

Из них

теория

 

Теория

практика

1. Вводное занятие

4

2

2

  Вокально-хоровая работа

42

 

 

2. Певческая установка

8

4

4

3. Дыхание

8

 

8

4. Артикуляционная гимнастика

12

4

8

5. Вокальная позиция. Распевание.

16

4

12

6. Диапазон. Регистры.

8

4

4

  Музыкально-теоретическая подготовка

24

 

 

7. Основы музыкальной грамоты

8

4

4

8. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

8

4

4

9. Развитие чувства ритма

8

14

4

  Теоретико-аналитическая работа

40

 

 

10. Беседа о гигиене певческого голоса

16

8

8

11. Подбор и прослушивание предполагаемых репертуарных произведений

8

 

8

12. Работа с репертуаром

24

 

24

  Концертно-исполнительская деятельность

10

 

 

13. Праздники, выступления

10

 

10

Содержание программы 2 года обучения

  1. Вокально-хоровая работа: певческая установка, певческое дыхание, артикуляционная гимнастика, вокальная позиция, диапазон, вокальные упражнения, регистры.
  2. Музыкально-теоретическая подготовка: нотная запись в пределах октавы в скрипичном ключе, нотная запись в басовом ключе, тоника, мажор и минор, тональность, основные трезвучия лада, метр и ритм.
  3. Теоретико-аналитическая работа: прослушивание вокальных произведений, раскрытие содержания музыки и текста, особенностей выразительных средств исполнителя.
  4. Концертно-исполнительская деятельность: участие в конкурсах, фестивалях, концертах согласно плану текущего года.

Учебно-тематический план (2 год обучения, 8-9 лет)

№ п/п

Тема занятий

Общее количество часов

Из них

теория

практика

1.

Вводное занятие

4

2

2

  Вокально-хоровая работа

42

   

2.

Певческая установка

8

4

4

3.

Дыхание

8

 

8

4.

Артикуляционная гимнастика

12

4

8

5.

Вокальная позиция. Распевание.

16

4

12

6.

Диапазон. Регистры.

8

4

4

  Музыкально-теоретическая подготовка

24

   

7.

Основы музыкальной грамоты

8

4

4

8.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

8

4

4

9.

Развитие чувства ритма

8

14

4

  Теоретико-аналитическая работа

40

   

10.

Беседа о гигиене певческого голоса

16

8

8

11.

Подбор и прослушивание предполагаемых репертуарных произведений

8

 

8

12.

Работа с репертуаром

24

 

24

  Концертно-исполнительская деятельность

10

   

13.

Праздники, выступления

10

 

10

Содержание программы 3 года обучения

1. Вокально-хоровая   работа:   певческая   установка,   певческое дыхание, артикуляционная гимнастика, вокальная позиция, вокальные упражнения диапазон, регистры, элементы двухголосного пения.
2.   Музыкально-теоретическая подготовка: нотная запись в пределах октавы в скрипичном ключе, интервалы, тоника, мажор и минор,  тональность, основные  трезвучия  лада,   высокие  и  низкие звуки, метр и ритм.
3.    Теоретико-аналитическая работа: прослушивание вокальных произведений, раскрытие содержания музыки и текста, особенностей выразительных средств исполнителя.
4.    Концертно-исполнительская   деятельность: участие   в конкурсах, фестивалях, концертах согласно плану текущего года.

Учебно-тематический план (3 год обучения, 10 — 11 лет)

№ п/п

Тема занятий

Общее
количество
часов

Из них

теория

практика

1. Вводное занятие

4

2

2

  Вокально-хоровая работа

42

   
2. Певческая установка

8

4

4

3. Дыхание

8

 

8

4. Артикуляционная гимнастика

12

4

8

5. Вокальная позиция. Распевание.

16

4

12

6. Диапазон. Регистры.

8

4

4

  Музыкально-теоретическая подготовка

24

   
7. Основы музыкальной грамоты

8

4

4

8. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

8

4

4

9. Развитие чувства ритма

8

14

4

  Теоретико-аналитическая работа

40

   
10. Беседа о гигиене певческого голоса

16

8

8

11. Подбор и прослушивание предполагаемых репертуарных произведений

8

 

8

12. Работа с репертуаром

24

 

24

  Концертно-исполнительская деятельность

10

   
13. Праздники, выступления

10

 

10

Планируемые результаты освоения программы вокальной  студии «ЛИРА»

Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, конкурсах и фестивалях вне школы и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокальной студии являются:

– овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
– овладение основами музыкальной культуры на материале советских и современных композиторов.

Метапредметными результатами являются:

– овладение способами решения поискового и творческого характера;
– культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности;
– приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

– формирование эстетических потребностей, ценностей;
– развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
– развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
– бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 2 раза в год проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание уровня сформированности вокально-слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Используемая литература:

1. Мир вокального искусства, автор-составитель Г.А. Суязова,  Волгоград , издательство «Учитель» 2009 год.
2. Т.Н.Образцова. Музыкальные игры для детей, Москва, «Этрол-Лада», 2005 год.
3. http://www.vocalvoice.narod.ru В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса.