Конспект образовательной деятельности детей седьмого года жизни по теме "Число девять"

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательная область: познание, социально-коммуникативное развитие.

Цель: создание условий для развития элементарных математических представлений у детей посредством деловой игры.

Задачи:

  • познакомить с составом числа 9 из двух меньших чисел, формировать вычислительные навыки, расширять представления о форме и геометрических фигурах, упражнять в умении сравнивать числа, используя знаки “больше”, “меньше”, совершенствовать опыт пространственных ориентировок;
  • развивать зрительное внимание, память, наблюдательность, сообразительность, аналитические навыки,
  • воспитывать способность взаимодействовать со сверстниками, осуществлять самоконтроль и регулировать свою деятельность.

Форма проведения занятия: деловая игра с подгруппой детей: “В магазин за покупками”.

Материалы и оборудование: магнитная доска, карточки с цифрами от 0 до 9, карточки с математическими знаками, “денежные купюры” с цифрами от 1 до 9, кирпичики – 5 штук, наборы геометрических фигур по 5 штук, лотки – 5 штук, карточки с действием на сложение – 5 штук, фломастеры – 5 штук, монетки достоинством 1 коп. – 9 штук, схема собаки из геометрических фигур, “сосуд знаний”, семена фасоли.

Методы и приёмы: постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации, игра, построение модели по схеме, взаимоконтроль, самооценка, опосредованные указания.

Ход работы

Организационный момент.

Дети сидят полукругом.

Воспитатель. Прошу хлопнуть два раза в ладоши тех, кто любит ходить в магазин за покупками. Топните один раз правой ногой те, кто может назвать профессию человека, торгующего разными товарами. (Продавец.) Ответит тот, кто сидит между Машей и Сашей. Три раза притопните левой ногой те, кто знает, как назвать разных людей, покупающих любой товар. (Покупатели.) Отвечает тот, кто сидит справа от Коли. Наклоните голову к левому плечу те, кто знает, что должны знать и уметь и продавцы, и покупатели. (Считать.) Отвечает тот, кто находится справа от Яны, но слева от Ромы. Научиться считать людям помогает наука? (Математика.)

Мотивационно-ориентировочный этап.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в магазин за покупками. Вы согласны? Учтите, нам предстоит не просто совершить ряд покупок, а раскрыть тайну числа 9. Мы постараемся выяснить, из каких двух меньших чисел можно образовать число 9. А это очень непростая задача. Вы готовы преодолевать трудности?

Поисковый этап.

Прежде, чем мы отправимся в магазин нам необходимо сообщить заведующей, сколько детей пойдёт за покупками.

Нам необходимо выяснить, кого у нас больше: покупателей-мальчиков или покупателей-девочек? Как узнать, кого больше, а кого меньше?

(Дети могу предложить различные варианты: составить пары или пересчитать и сравнить полученные числа.)

Проверка предположения.

1. Сосчитайте, сколько мальчиков. Разместите карточку с нужной цифрой на доске.

Сосчитайте, сколько девочек и поместите карточку с нужной цифрой на доску.

Сравните числа 4 и 5, используя знаки “больше”, “меньше”: 4<5.

(Пять больше, чем четыре. Значит, девочек больше, чем мальчиков.) Как узнать, сколько покупателей-мальчиков и девочек вместе? (Ответы детей.)

Надо к числу мальчиков прибавить число девочек. Запишем на доске и прочтём полученное равенство: 4 + 5 = 9.

2. Составьте пары и проверьте, действительно ли девочек больше, чем мальчиков. Дети строятся парами: мальчик – девочка. Кто остался без пары? На сколько девочек больше, чем мальчиков? На одну девочку больше, так как ей пары не хватило. На сколько мальчиков меньше, чем девочек? На одного мальчика меньше, чем девочек.

Динамическая пауза.

Игра “Сколько у тебя рублей?”

Для посещения магазина нам необходимы деньги. Образуйте круг, руки протяните за спину. Я раздам каждому из вас денежные купюры. На каждой купюре есть цифра, обозначающая определённое число рублей. Вы держите купюру у себя за спиной, но не знаете, сколько на ней рублей. Каждый из вас может обойти других игроков сзади и рассмотреть их купюры с цифрами. Ваша задача – определить, какой цифры из девяти не хватает. Именно эта цифра находится на вашей купюре и указывает число рублей. Попытайтесь выяснить, сколько у вас рублей. Только после того, как вы скажите: “У меня…рублей”, можно будет взглянуть на имеющуюся у вас купюру и проверить правильность вашего предположения.

Деньги у нас есть, можно отправляться в магазин. По дороге поговорим о погоде. Какое сейчас время года? Какие признаки указывают на то, что наступила весна? Почему люди не обувают весной валенки? Вот и мы оказались перед ручейком. Как нам поступить? Нужный нам магазин находится на противоположной стороне ручья? Предложения детей. Необходимо подвести детей к мысли о строительстве переправы.

Практический этап.

Смотрите, рядом с нами находится магазин строительных материалов. Узнаем, в какую цену продаются кирпичи. Стоимость кирпича – 9 рублей. У кого есть монетка достоинством в 9 рублей? Выкупаем один кирпичик. Его явно не достаточно для строительства переправы. Как выкупить недостающие кирпичи? Варианты детей. Решение: необходимо объединить свою монетку с монеткой товарища таким образом, чтобы получилось число 9: 1 и 8; 2 и 7; 3 и 6; 4 и 5. Дети строят переправу и переходят ручей.

Мы пришли в ювелирный магазин. Что такое “ювелирный магазин”, кто знает? Ответы детей. Здесь продаются изделия из драгоценных металлов и камней.

Каждая пара: мальчик – девочка выбирают себе “витрину” и рассматривают драгоценные камни. Какой они формы? Задание для мальчиков – отсчитайте и поместите в лоток столько драгоценных камней треугольной формы, сколько указывает цифра в первом окошечке вашей карточки: 5 +…= 9; 4 +…= 9; 6 +…= 9; 7 +…= 9; 8 +…= 9. Рефлексивно-корригирующий этап. Каждый проверьте правильность выполнения задания. Девочки проверяют правильность выполнения задания, при необходимости исправляют ошибки.

Девочки дополняют число камушков до 9, используя драгоценности квадратной формы. Обозначают число добавленных камушков нужной цифрой. Делают запись в пустом окошке: 5 + 4…= 9; 4 + 5…= 9; 6 + 3…= 9; 7 + 2…= 9; 8 + 1…=9. Мальчики проверяют правильность выполнения задания. Пары перемещаются по часовой стрелке и осуществляют взаимопроверку.

Складываем приобретённые драгоценности в пакет, туда же помещаем карточку с выполненным заданием и проходим в зону контроля. Плата за товар – карточки с выполненным заданием. “Контролёр” проверяет правильность выполнения задания и выдаёт сдачу – мелкие копеечные монетки, по одной каждому.

Игра: “В какой руке сколько?”

Сколько монеток у каждого из вас? По одной. Сложим их вместе и пересчитаем. Сколько получилось? Девять.

Водящий прячет за спину руки, раскладывает монетки в каждую и сжимает кулаки. Затем протягивает кулаки вперёд. Один из них разжимает. Дети пересчитывают монетки на раскрытой ладони и пытаются угадать, сколько монеток осталось во втором кулачке. Игра повторяется.

Ребята, а вы любите собирать пазлы? В следующем отделе нашего магазина продаются геометрические пазлы. Дети выстраиваются в очередь. “Продавец” за каждую монетку подаёт геометрическую фигуру: один круг, 4 треугольника и 4 прямоугольника.

У кого есть фигура без единого угла? Как она называется? Круг. Покажите фигуру, у которой три стороны и три угла. Как она называется? Треугольник. Покажите фигуру, у которой две противоположные стороны равны. Как она называется? Прямоугольник. Назовите одним словом круг, треугольник, прямоугольник. Геометрические фигуры.

Сколько у каждого из вас г/фигур? По одной. Сколько вместе? Девять.

Используя геометрические фигуры, дети по схеме собирают фигуру собаки.

Рефлексивно-оценочный этап.

Что вам сегодня понравилось в ходе посещения магазина? Какое задание было самым лёгким? Самым трудным? Почему? Кого хотите похвалить? Поблагодарить? Что мешало, отвлекало? Что можно сделать из приобретённых в магазине драгоценных камней? Как вы считаете, мы справились с поставленной задачей? Удалось нам раскрыть тайну числа 9? Вы теперь знаете, из каких меньших чисел состоит число девять? Ответы детей.

Сегодня я приготовила для вас вот такой необычный “сосуд знаний”.

В старину в такие сосуды складывали золотые, серебреные монеты, драгоценности. Потом прятали их в тайник или зарывали в землю. Вы догадываетесь, что так появились клады? Хозяин хранил тайну и никому не рассказывал, где зарыт его клад.

Если хозяин погибал, клад так и оставался долгое время лежать в земле. Пока через многие годы, десятки, а может и сотни лет его не находили случайные люди.

Но мы свой сосуд прятать не станем. Мы наполним его одной из главных человеческих ценностей – знаниями. Подойдите и опустите по одной фасолине в сосуд те, кто считает, что он сегодня хорошо поработал и сумел раскрыть тайну числа 9. Ваши знания как семена фасоли со временем принесут свои плоды. Нам удалось полностью заполнить сосуд с одного раза? Нет. Почему? Что нам надо сделать? Постоянно учиться и получать новые знания.