ИКТ в работе учителя-логопеда с учащимися начальных классов

Разделы: Логопедия


Обследования будущих первоклассников показывают, что в последние годы увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различной степени выраженности, причем эти нарушения затрагивают все стороны речи: грамматический строй, словарный запас, слоговую структуру, звукопроизношение. В недостаточной степени развиты у детей и фонематические процессы, языковой анализ и синтез, связная речь.

Наряду с речевыми нарушениями также отмечаются проблемы в развитии и основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления; недостаточно развита мелкая моторика, не сформированы на должном уровне пространственные и временные представления.

У таких учеников в результате вышеперечисленных нарушений наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость, формируется чувство неполноценности. Все это вызывает негативное отношение к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. [8]

Помочь таким детям? Сделать их успешными могут коррекционные логопедические занятия.

Однако, чтобы сделать их интересными, нужны нестандартные подходы в организации коррекционной работы с детьми. Сегодня, когда ученики начальных классов обучаются работать на компьютере, умеют самостоятельно им пользоваться, учитель-логопед должен использовать новые инновационные технологии и прежде всего, ИК-технологии.

Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным; позволяет активизировать познавательную деятельность детей; осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику; эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развивать творческие способности, предотвращая утомление детей, поддерживая у них познавательную активность и повышая эффективность логопедической работы в целом.

Преимущества использования ИКТ на коррекционных логопедических занятиях: игровая форма обучения; полисенсорное воздействие; дифференцированный подход к обучению; последовательность; доступность; объективность; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; повышение самооценки ребенка; формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом; активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе; экономия временных ресурсов. [6]

Используя ИКТ в своей работе, я часто применяю как готовый продукт – компьютерные логопедические тренажёры, компьютерные тесты, обучающие компьютерные игры, книги, учебники и энциклопедии, так и самостоятельно разработанный инструментарий – цифровые видеоролики, аудиозаписи, и прежде всего – презентации. Виды презентаций могут быть разные. Презентация может быть отличным каркасом (опорным конспектом) занятия. А может преследовать одну главную цель – визуализацию, повышение наглядности материала. [5 Достоинством презентации является и то, что ее можно использовать на любом этапе занятий. Очень удобны для коррекционной работы с учащимися презентации по конкретным темам.

Например, для развития словарного запаса при изучении лексических тем в целях визуализации используются презентации: “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Птицы”, “Осень”, “Зима. Зимние игры и забавы”, “Одежда”, “Транспорт”, “День защитников Отечества”, “Семья”, “Мебель”, “Продукты питания” и другие. Данные презентации не только знакомят учащихся с новыми предметами, понятиями, словами, обозначающими эти понятия, с изображениями, но и позволяют проводить упражнения для освоения грамматического строя речи. Ребята учатся правильно использовать предлоги, образовывать множественное число существительных, употреблять существительные в разных падежах, составлять сочетания по заданным словам, учатся обобщать, систематизировать.

Большую помощь учителю-логопеду по коррекции слоговой структуры, фонематических процессов, развитию языкового анализа и синтеза, связной речи оказывают презентации-конспекты занятий.

На этапе работы над звуковой стороной речи, формирования фонематического восприятия, развития звуко-буквенного анализа и синтеза очень помогают разработанные мною презентации: “Гласные и согласные звуки и буквы”, “Звонкие и глухие согласные”, “Слоги”, “Ударение”, , “Буквы, сходные оптически”, “Оглушение звонких и глухих согласных”, “Твердые и мягкие согласные” и другие. Материалы данных презентаций предусматривают задания на дифференциацию смешиваемых звуков и букв, закрепление изученных в классе орфограмм, тренировочные упражнения, способствующие развитию слухового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

Работая над развитием лексико-грамматических навыков и связной речи на уровне слова и предложения, я использую такие презентации – конспекты: “Лексика”, “Слова, обозначающие предметы, признаки, действия предметов”, “Синонимы”, “Антонимы”, “Состав слова”, “Связная речь” и другие. Задания, предлагаемые в презентациях, позволяют обогащать словарный запас, выводить его за рамки обиходно-бытовой лексики, обучают строить предложения по заданным словам или представленным схемам, создавать целостный рассказ на определенную тему или по сюжетным картинкам.

Безусловно, огромные возможности для коррекции речевых нарушений заложены в компьютерных играх и развивающих программах, которые очень нравятся младшим школьникам. Компьютерная игра во много раз повышает привлекательность учебного материала. Необходимо отметить, что использование компьютерных игр способствует также развитию внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Используемая в коррекционной работе развивающая компьютерная игра “Баба-Яга учится читать”, позволяет успешно развивать речевое внимание и слух, звуко-буквенный анализ и синтез, слоговой анализ и синтез, зрительное внимание, зрительную память.

А на сайте детских компьютерных игр “Логозаврия”(logozavr.ru), которым я постоянно пользуюсь, можно найти целую интернет-школу, материалы которой очень удобно применять на коррекционных логопедических занятиях, что я регулярно и делаю. Например, “Уроки Мудрой Совы”(пособие калининградских логопедов Л.И. Клетновой и А.Б. Лариной). “Уроки Мудрой Совы или Приключения Логоши” – виртуальная школа, где можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. Каждая из учебных тем разбита на три уровня сложности, что позволяет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям с самыми разными уровнями подготовки. Особенно хорошо использовать эту игру в 1 классе в период обучения детей грамоте, она помогает соотнести звук с буквой. Подтверждением этому может стать тема одного из занятий, например: “Знакомство с буквой “О”; распознавание звука [О] в названии картинки; подбор схем к словам: деление слов на группы: “О” – под ударением; “О” – без ударения.”

Много развивающих игр для детей на портале “Солнышко”. В режиме онлайн я пользуюсь “Обучалками”, которые направлены на развитие памяти, внимания, на знакомство с буквами, цифрами, геометрическими фигурами. Чаще всего пользуемся играми: “Учим звуки”, “Учим буквы”, “Учимся различать гласные и согласные”(”Снежинки” и “Капельки”), “Учимся читать” и другими.

Для развития основных психических функций удобны и интересны детям флеш-игры, некоторые из них, что я использую, объединены общим названием “Маленькая колдунья”. На эти же цели направлены и небольшие компьютерные игры из серии “Страна знаний”. Названия компьютерных игр из серии “Несерьезные уроки”: “Буквы и цифры”, “Логика и внимание”, “Учимся анализировать” и другие – говорят сами за себя.

Компьютерные игры можно использовать в конце логопедического занятия как поощрение учащихся за хорошую работу.

Развивающие электронные программы “Звуки и буквы”, “В стране знаний” часто используются мною на логопедических занятиях для развития таких психических функций, как зрительное внимание, память, словарный запас, грамматический строй. Эти программы очень нравятся детям и помогают им всесторонне развиваться. В ходе этих игр ученики должны правильно и последовательно соединить буквы русского алфавита, цифры, различать цвета, быстро реагировать на изменение цвета и порядка появления букв и цифр, запоминать расположение предметов. Данная программа имеет разные уровни сложности, выполнение заданий поощряется появлением интересных изображений.

Электронная программа “Домашний логопед” является большим подспорьем учителю-логопеду и родителям при работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, она используется на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков. Данная программа делает коррекционные логопедические занятие наглядными и интересными для детей младшего школьного возраста, помогает им успешно закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений. Программа предусматривает следующие разделы: “Артикуляционная гимнастика”, “Постановка шипящих звуков”, “Постановка свистящих звуков”, “Постановка звуков Р и звуков Л”, а также дифференциация смешиваемых звуков.

В своей коррекционной деятельности практикую я и использование электронных тренажеров, один из них – интерактивный тренажер для учеников 1-4 классов “Я пишу грамотно!” Особенно полно свои возможности он раскрывает на этапах обобщения, повторения и проверки усвоения изученного материала. Этот тренажер обеспечивает объективность оценки знаний учащихся и заинтересованность в правильных ответах самих детей. Достоинство данного тренажера также еще в том, что он предусматривает несколько режимов работы на нем: знакомство с теоретическими знаниями, тренировочные упражнения, самопроверку и контроль знаний.

Существуют также компьютерные программы-тренажёры, позволяющие дать отдых глазам ребёнка, и которые тоже можно использовать на коррекционных логопедических занятиях Не стоит забывать и о компьютерных физкультминутках для учащихся.

Таким образом, использование на логопедических занятиях в начальных классах общеобразовательной школы разнообразных возможностей информационно-коммуникационных технологий значительно улучшает качество коррекционной работы.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Список литературы

  1. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
  2. Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии как средство обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ и повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса.
  3. М.И.Лынская “Информационные технологии с безречевыми детьми”, журнал “Логопед” 2011, № 3.
  4. Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся.
  5. Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку?
  6. Проектная работа “Средства ИКТ на логопедических занятиях”, Авторы проекта: Попова М., Кибардина А., Алешкова Е., Ветошкина Г., Елизарова Л.
  7. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения М.: Педагогика. 1988.. Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14).
  8. Горлова О.В. Инновационные технологии в работе учителя-логопеда.
  9. Фестиваль педагогических идей”Открытый урок”.