Универсальная логопедическая программа профилактики коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР

Разделы: Логопедия


Пояснительная записка.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с нарушениями речевого развития различной этиологии. Всё чаще речевая патология приобретает стёртые, сложные формы, что также затрудняет отбор учащихся на логопедический пункт, создаёт трудности в организации работы и комплектовании логопедических групп. Если раньше заключение “Дизартрия” редко слышали родители и педагоги, то в прошлом учебном году 24 % детей (это 26 человек) пришедших в школу имели в анамнезе это заключение. Заключение “Дислалия” (менее сложное нарушение речи) имели 23 % детей (это 24 человека). В последнее время в нашей школе обязательно появляются один– три ученика с диагнозом “Моторная алалия”, в 2009 году – это 3 % (3 человека) от числа всех первоклассников. В прошлом году в школу пришло 50 % детей с неврологическими отклонениями в анамнезе, а уже в этом году 61%. Из них 43 % учащихся нуждаются в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений. Рост числа речевых нарушений обусловлен рядом причин, в том числе наследственной предрасположенностью, пренатальной, натальной и постнатальной патологией, отклонениями со стороны нервной системы (психическими и поведенческими расстройствами). А так же нарушение психологического профиля, снижение уровня социальной адаптации, увеличение контингента детей – мигрантов, снижение общего уровня культуры населения, недостаточная профилактико-просветительская работа среди работников образования и родителей, недостаточная преемственность в работе дошкольных и школьных логопедических служб, нехватка методических пособий, которые освещали бы весь логопедический процесс в школе, позволили позиционировать вышеназванные проблемы и сформулировать цель деятельности учителя – логопеда – поиск оптимальных путей повышения уровня показателей скорригированной речи, выявление и устранение речевых проблем.

На логопедический пункт в нашей школе зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи – ОНР разной степени выраженности, нерезко выраженное общее недоразвитие речи (это ОНР IV уровня или НВОНР) и нерезко выраженное недоразвитие речи (или лексико-грамматическое недоразвитие речи ЛГНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи -ФФН; фонематическое недоразвитие речи; нарушение произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия); нарушения чтения и письма (дисграфия, дислексия), обусловленные ОНР, ФФН, фонематическим недоразвитием речи. В качестве исключения на логопедический пункт могут быть зачислены дети с билингвизмом (двуязычием), если у них выявлено нарушение звукопроизношения как в родном так и в русском языке, нарушение восприятия фонем для обоих языков, искажения звуко-слоговой структуры слов, ограниченный словарный запас и аграмматизмы во фразовой речи и плохое понимание или полное непонимание русской речи, что позволяет говорить о НВОНР, ФНР или ФФНР у детей с билингвизмом. Основная масса детей приходит в нашу школу из массовых детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи на базе логопедических пунктов и компенсирующих групп. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов. Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости проведения своевременной работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения и актуальности поиска оптимальных путей повышения уровня показателей скорригированной речи учащихся-логопатов.

Цель программы: устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников, обусловленных ОНР и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР; создать базу для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи:

– ликвидировать проявления речевой патологии;
– содействовать усвоению программы по русскому языку;
– сформировать полноценные коммуникативные и лингвистические компетенции учащихся начальной школы;
– сформировать общеучебные умения и навыки.

Адресат.

Программа предназначена, прежде всего, для устранения общего недоразвития речи (ОНР), ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру ОНР.

Направления работы.

Единая целостная система логокоррекции представлена в таблице (Приложение 1) по годам обучения с 1-го по 4-й класс. В структуре таблицы выделены следующие графы: разделы работы, содержание планирования, ожидаемый результат. В графе “Раздел работы” (Приложение 1) отражены традиционные направления работы логопеда: звуковая сторона речи и фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, работа над предложением и связной речью. Речевое недоразвитие может сопровождаться и другими нарушениями (недостатками внимания, расстройствами двигательной сферы, снижением познавательной активности и т.п.), возникновением стойких трудностей в обучении вследствие недостаточной сформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. В связи с этим, последовательность коррекционного материала представляет систему комплексного воздействия не только на речевые проблемы, но и на проявления неречевого характера, развитие общеучебных знаний, умений и навыков.

В разделе “Содержание планирования” (Приложение 1) представлены основные направления во взаимосвязи работы над устной и письменной речью по каждому классу, предусмотрены блоки повторения по всем разделам. Вся коррекционная работа строится циклически, с постоянным возвращением к ранее усвоенному содержанию, что позволяет добиться прочного усвоения материала и автоматизации навыков. Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III–IV уровня, организуется в три этапа. Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя – логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа. На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения, предупреждению и коррекции дислексии и дисграфии.

Таким образом, в представленной универсальной целостной системе логопедической работы в начальной школе ведущее значение принадлежит устранению недостатков и автоматизации произношения, развитию внимания к звуковой стороне речи и формированию речевого слуха и полноценного фонематического анализа и синтеза. В дальнейшем акценты в работе смещаются на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование самостоятельной связной устной и письменной речи. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.

Ожидаемые результаты.

В разделе “Ожидаемый результат” таблицы (Приложение 1) представлен предполагаемый уровень усвоения материала учащимися и выход на программные знания, умения и навыки по родному языку (ЗУНы, на основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в начальной школе). В результате реализации программы коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

1) будут восполнены пробелы:
– в развитии звуковой стороны речи
– в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
– в формировании связной речи

2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся и сроки коррекции.

При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы, имеет разную продолжительность. Рассмотрим это подробнее. Представленная далее классификация речевых нарушений несколько отличается от традиционной, но является более полной и детальной. Недоразвитие речи, затрагивающее только звукопроизносительную сторону, обозначают как ФД (фонетический дефект). Коррекция ФД охватывает 1период 1 этапа работы. Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии,1–2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.

Недоразвитие речи, затрагивающее только фонематические процессы, обозначают как ФНР (фонематическое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма), обусловленное несформированностью фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФНР. Коррекция ФНР и дислексии и/или дисграфии на фоне ФНР охватывает 2 период 1 этапа работы. Срок коррекции 0,5–1 учебный год.

Недоразвитие речи , затрагивающее звукопроизносительную сторону и фонематические процессы, обозначают как ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма), обусловленное несформированностью звукопроизносительной стороны речи и фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФФНР. Коррекция ФФНР и дислексии и/или дисграфии на фоне ФФНР охватывает весь 1 этап работы. Срок коррекции 1–1,5 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией сроки продлеваются до двух лет.

Недоразвитие речи, охватывающее лексико-грамматическую сторону речи, обозначают как ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма), обусловленное несформированностью лексико-грамматической, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ЛГНР. Данное нарушение в чистом виде часто встречается у детей, где русский язык не является родным. Коррекция ЛГНР, дислексии и/или дисграфии на фоне ЛГНР охватывает 2 и 3 этап коррекционной работы. Сроки коррекции 0,5–1 учебный год.

Недоразвитие речи, охватывающее все вышеперечисленные компоненты, обозначают как ОНР (общее недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма), обусловленное несформированностью фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ОНР. Коррекция ОНР 3 уровня, дислексию и/или дисграфию на фоне ОНР 3 уровня, охватывает 1, 2 и 3 этапы работы. Сроки коррекции: 2 учебных года.

Спецификой коррекционной работы при дислексии и дисграфии, обусловленными несформированностью какой-либо стороны речи (ФНР, ФФНР, ЛГНР) или их совокупностью (ОНР 3 уровня), является отработка устно пройденного материала в письменной речи.

Содержание программы.

Первый год обучения (87 часов): (Приложение 2)

I четверть – 19 часов;
II четверть – 22 часа;
III четверть – 27 часов;
IY четверть – 19 часов.

С 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая: обследование устной и письменной речи учащихся.

I полугодие – коррекция произношения и развитие фонетико-фонематической стороны речи.

Введение. Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Создание артикуляционной базы для постановки звуков. Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. Логопедический массаж, самомассаж. Выработка направленного речевого выдоха.

Устранение дефектов звукопроизношения. Постановка дефектно произносимых звуков, чаще всего это: шипящие звуки (ш, ж,), сонорные звуки (р-рь, л-ль). Автоматизация поставленных звуков. В изолированном виде. В слогах. В словах. В стихотворных текстах и скороговорках. В речевом потоке. Дифференциация смешиваемых звуков.

Развитие фонетико-фонематической стороны речи. Звуки речи. Графическое изображение звуков. Гласные и согласные звуки. Звук и буква. Слог. Слогообразующая роль гласных. Слоговые схемы слов. Ударение. Ударные и безударные гласные. “Опасное место” (понятие “орфограмма”). Твёрдые и мягкие согласные.

II полугодие – восполнение пробелов в развитии фонематической стороны речи.

Развитие и совершенствование фонематических представлений. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, предложениях и текстах. Дифференциация поставленных звуков в речи. Дифференциация звуков (букв). Гласные I и II ряда. Дифференциация гласных I и II ряда. Твердые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак. Разделительный мягкий знак. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звука буквой.

Анализ и синтез звуко-слогового состава слова. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.

Звуко-буквенные связи. Дифференциация звуков (букв). Дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико-артикуляционного сходства (в тяжелых случаях смешения). Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство (тема не относится к коррекции фонематических процессов, но при необходимости дается в этом разделе).

Второй год обучения (87 часов): (Приложение 3)

I четверть – 19 часов;
II четверть – 22 часа;
III четверть – 27 часов;
IY четверть – 19 часов.

I полугодие – совершенствование и развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

Развитие и совершенствование фонематических представлений. Повторение. Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки и их буквы. Слог. Перенос слова. Разделительный мягкий знак. Звонкие и глухие согласные звуки. Дифференциация парных согласных по звонкости-глухости. Дифференциация согласных по оптическому сходству. Фонетический разбор слов. Ударение. Ударные и безударные гласные.

Части речи. Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Согласование имен существительных с глаголами по числам, временам.

Предложение. Состав предложения. Анализ и синтез предложения. Главные члены предложения. Виды предложений по интонации. Распространенные и нераспространенные предложения. Составление предложений. Схема предложения.

Состав слова. Словообразование сложных слов. Однокоренные (родственные) слова.

Тематическая активизация и обогащение словаря. Расширение словаря по темам:

Летние каникулы. Снова в школу. Режим дня. В гости к осени, зиме, весне. На улицах города. Семья дома. Перелётные и зимующие птицы. Подготовка к зиме. Живая и неживая природа в различные времена года. Зимние развлечения и спорт. Защитники Отечества. Праздник наших мам. Речевой этикет. Слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Подбор синонимов и антонимов. Многозначные слова. Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов.

II полугодие – формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

Состав слова. Части слова. Однокоренные слова. Суффиксальное словообразование. Приставочное словообразование. Окончание. Согласование. Склонение.

Части речи. Сопоставление слов – предметов, признаков, действий. Понятие об имени существительном, прилагательном, глаголе, их грамматических признаках. Изменение существительных, прилагательных, глаголов по числам. Однокоренные (родственные) слова. Подбор и расширение полей родственных слов. Род существительных. Склонение имён существительных. Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Согласование имен существительных с глаголами по числам, временам.

Служебные части речи. Предлоги. Составление предложно-падежных конструкций. Дифференциация предлогов. Значение предлогов. Виды предлогов. Дифференциация предлогов и приставок разных и одинаковых по написанию. Освоение предложно-падежных форм. Имя числительное. Наречие. Местоимение.

Работа над предложением и связной речью.

Предложение. Языковой анализ предложений. Восстановление деформированных предложений. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Распространённые и нераспространённые предложения. Установление связи слов в предложении по вопросам.

Составление предложно-падежных конструкций.

Уточнение представлений о тексте. Общее понятие о тексте – повествовании.

Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов.

Анализ текста. Связь между предложениями в тексте. Деление текста на предложения. Смысловая зависимость между предложениями. Определение темы текста. Составление плана текста. Построение текста (начало, основная часть, заключение). Заголовок и тема текста.

Построение самостоятельного связного высказывания. Письменная передача содержания текста по вопросам. Дополнение текста. Письменное изложение текста по вопросам. Запись текста по сюжетной картинке, серии картинок. Составление текста – повествования. Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Составление к тексту его вступления и заключения. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему.

В 3-х, 4-х классах: (Приложение 4 и Приложение 5)

I четверть – 14–12 часов;
II четверть – 15 часов;
III четверть – 18 часов;
IY четверть – 13–15 часов,

Всего: 60 часов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю во внеурочное время.

Календарно-тематическое планирование по годам обучения. (Приложение 2, 3, 4, 5)

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва, “Просвещение”, 1991 г.
  2. Карцева Т.В. “Планирование логопедической работы в начальной школе” ж-л “Логопед” № 6, 2009 г.
  3. Лалаева Р.И. “Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы”, Москва, “Просвещение”, 1978 г.
  4. Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
  5. Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной, Москва, “Дети с задержкой психического развития”, “Педагогика”, 1984 г.
  6. Садовникова И.Н. “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” – М., Владос, 1995 г.
  7. Сукач Л.М. “Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников”, Москва, “Просвещение”, 1985 г.
  8. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе”. – М.: “Когито – Центр”, 1999.
  9. Ястребова А.В. “Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений” – М.: АРКТИ, 1999.