Дифференциация ш-ж

Разделы: Логопедия


Нарушение чтения и письма у детей чаще возникает в результате недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Важное значение для развития письменной речи имеет сознательный анализ составляющих её звуков. Чтобы обозначить тот или Инной звук буквой при письме, необходимо выделить его из слова и обобщить выделенный звук в фонему. Таким образом, умение выделить фонемы в слове и правильно их дифференцировать является одним из самых необходимых условий для развития звукового анализа. Поэтому работа ведётся по нескольким направлениям:

  1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
  2. Развитие фонематического слуха, фонематических представлений.
  3. Развитие тактильных ощущений.
  4. Развитие мелкой моторики рук с использованием самомассажа.
  5. Формирование связной речи.
  6. Развитие мышления, памяти, внимания зрительного и слухового.
  7. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

В данной работе мне бы хотелось поделиться опытом работы на логопункте общеобразовательной школы с детьми по преодолению специфических ошибок чтения и письма. Данные занятия даны для второго класса, по программе Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов.

Цель: Учить различать звуки и буквы. Расширение словарного запаса. Развитие фонематических процессов, внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие связанной речи.

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, звуковые линейки, пластилин, набор букв.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева, присаживайтесь.

1. Отгадайте загадки.

а) Была зелёной маленькой
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)

б) Низок, да колюч.
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь –
Всю руку обдерёшь. (Крыжовник)

– Как одним словом назвать вишню и крыжовник? (ягоды)

– Назвать третий звук в слове вишня? (Ш)

– Какой четвёртый звук в слове крыжовник? (Ж)

Выставляются предметные картинки и буквы.

– Скажите, какая сегодня тема нашего урока? ( Звуки и буквы Ш – Ж)

2. Сообщение темы.

Сегодня мы продолжаем работу по дифференциации (различению) звуков и букв Ш –Ж.

а) Характеристика работы органов артикуляции.

  губы зубы язык Голосовые складки
Ш Широкая трубочка сомкнуты  чашечкой Не работают
Ж Широкая трубочка сомкнуты  чашечкой  работают

б) Характеристика звуков:

– Какой буквой на письме, обозначается звук Ш и Ж?

– Сколько элементов у буквы Ш и Ж?

– Какие органы артикуляции работают одинаково?

– На что похожа буква Ш (сломанная расческа), а буква Ж (на жука) (Выставляются образы букв)

3. Работа в тетради.

Записали число, месяц, день недели.

А) работа со звуками:

Графический диктант, записать только буквы Ш или Ж, из диктуемых слов крыша, крыжовник, камыш, доска, лужи, ежи, чулки, мышка. Проверка: на доске буквы ( Ш, Ж, Ш, -, Ж, Ж, -, Ш)

б) работа со слогами:

Диктуемые слова поделить на слоги и записать только слоги со звуками Ш и Ж

Пирожок, машина, ножницы, галоши, мешок, жаворонок, жаба, кукушка, мышка. Проверка записанных слогов ( ши, нож, ши, жа, жа, куш, мыш).

4. Физминутка.

Вышли мышки, как-то раз
Поглядеть который час
Раз, два, три, четыре
Мышки дёрнули за гири,
Вдруг раздался страшный звон
Разбежались мышки вон!

в) Продолжаем работу в тетради.

Составить схемы предложений по картинкам, надписать над схемами буквы Ш и Ж, и записать в тетрадь. После записи, проверка.

г) Работа с текстом.

Прочитать текст, вставить пропущенные буквы Ш – Ж.

Зима не всегда злая с её морозами и сне-ными метелями. Бывают и хоро-ие деньки. Замечательно, когда падает сне-ок в тихую погоду. Несутся, слегка кру-атся сне--инки в воздухе. Ло-атся на землю, на кры-и домов. Ти-ина. Да-е сне-ок не скрипит под ногами. Прислу-ае-ься и услы-и-ь, как -ур-ат сне-инки. Подставь ладо-ку – серебристые сне-инки сразу тают.

Проверка. Сколько букв Ж – 9 , Ш – 10.

5. Слепить и пластилина буквы Ш и Ж.

6. Итог урока.

Методическая литература:

  1. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми». СПб., 1944.
  2. Волин В.В. «Учимся играя» Москва, 1994г.
  3. Лопухина И.С. «Логопедия, упражнения для развития речи» СПб., 1997.
  4. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва, 1997.