Внеклассная работа по экологическому развитию "Вода"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Цель: формирование знаний у детей о свойствах воды, о значении воды для человека.

Задачи:

  • Образовательные:
    • Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
    • Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
    • Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
  • Воспитательные:
    • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
  • Развивающие:
    • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
    • Учить отгадывать загадки.

Оборудование:

  • Вода в разных состояниях (жидком, твердом, парообразном).
  • Фотографии, картинки, рисунки с изображением различных природных   водоемов, рисунки на тему: «Значение воды»
  • Глобус.
  • Схемы.

Предварительная работа:

Предложить детям в течение всего дня запоминать, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке); как они ее использовали. Много ли им потребовалось воды? В конце дня обсудить результаты наблюдений, записать их.
На следующий день повторить обсуждение результатов наблюдений, предложить детям подумать, где еще можно обнаружить воду.

– Для чего мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т.п.). Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.

Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.

Методы и приёмы:

1. Игровой (появление почтальона, сюрпризный момент).
2. Наглядный  (схемы, символы).
3. Практический  (опыты)
4. Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Ребята! Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку:

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)

– Действительно мы будем говорить о воде.
– Для чего нужна вода?
– Как она нам помогает?

II. Повторение

– Давайте  с вами вспомним,  где мы видели воду и как ее использовали?
При этом можно использовать иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание).
(Ответы детей)
–  Молодцы, все вспомнили, но это лишь малая часть. Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель нашей Земли. На нем синем цветом обозначена вода, а коричневым суша.
– Какого цвета на глобусе больше?
– Покажите все, что выделено этим цветом?
– Мы с вами видим, что на земном шаре воды больше, чем суши. Это океаны, моря, реки, озера. В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода соленая.
Кажется, что воды на Земле много  –  вон, сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.
– Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную?)
Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.
– Найдите на глобусе участки желтого цвета.
Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.
Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь.

III. Основная часть.

Стук в дверь входит почтальон:

– Я случайно услышал, вы говорите о воде,  значит это письмо для вас.
– Интересно от кого это письмо. Давайте, прочитаем:

“Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу,  да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.

– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.
– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
Представьте, что наша комната научно-исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Физкультминутка.

Вспоминаем правила работы с водой (дети повторяют слова за воспитателем и выполняют действия по тексту):

Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда,
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.

 (Дети готовятся к проведению экспериментов с водой, закатывают  рукава и надевают фартуки.)

Проведение опытов (практическая часть)

Опыт №1: “Вода не имеет формы”

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды? Вода не имеет формы.
На доску вывешивается схема.

Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.
На доску вывешивается схема.

Опыт №3: “Вода прозрачная”

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте,  как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что-нибудь: текст, рисунок, на соседа).
На доску вывешивается схема.

Опыт №4: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
На доску вывешивается схема.

Опыт №5: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
На доску вывешивается схема.

Опыт №6: “Лед – твердая вода”

Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.
Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.
На доску вывешивается схема.

Опыт №7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.
На доску вывешивается схема.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры?
Мы с вами провели опыты, из которых мы увидели, что капелька, снежинка, и «паринка» родные сестры.

IV. Обобщение

– Давайте подойдем к доске и с помощью наших картинок-помощников (схем) повторим все свойства воды:

1) вода не имеет формы
2) вода жидкая, льется
3) вода прозрачная
4) вода безвкусная
5) вода без запаха
6) лед – твердая вода
7) пар – это тоже вода

– А сестричкам мы с вами отправим эту фотографию, на которой вода изображена в трех ее состояниях: водопад – это сестра – капелька, облако – это сестра «паринка», а снег в горах – это сестра снежинка. Я думаю, что сестрички обязательно помирятся.

V. Итог

– Мы сегодня с вами многое узнали о воде. Скажите мне ребята, вот воды на земном шаре много, но разве она вся пригодна для использования ее человеком? (Ответы детей)

– Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь.