Тема урока: "Музыкальные штрихи". 2-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 2


Цель: научить внимательно слушать музыку и лучше её понимать.

Задачи:

образовательные: сформулировать понимание изобразительных свойств музыки; научить вслушиваться в музыкальную ткань и находить средства музыкальной выразительности(музыкальные штрихи);
– развивающие: развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыки, развивать навыки сочинения простейших мелодий, развивать творческие способности через все виды музыкальной деятельности;
– воспитательные: воспитать эмоциональную отзывчивость, сопереживание чувствам, передаваемых в музыке, побудить интерес к самостоятельному поиску изобразительных возможностей музыки.

– Здравствуйте ребята! Начинаем урок музыки! А из каких звуков состоит музыка ?– из музыкальных. А в природе какие можно ещё услышать звуки? (За окном, в лесу?) Ответы учащихся.

Я предлагаю Вам перенестись мысленно в лес, послушать пение птиц Приложение 1. (Звуковой слайд с пением птиц.) А сейчас подойдём к морю и прислушаемся к шуму волн и крику чаек (слайд с шумом моря). Но вот вдалеке показалась стая дельфинов (слайд со звуками дельфинов), неожиданно пошёл летний дождь с грозой (слайд с шумом дождя)….вернёмся в класс

– Посмотрите ребята, сколько в мире существует много разных звуков.

– А музыкальные звуки своим звучанием способны изобразить всё многообразие природы, показать зверей птиц? Ответы – (да, нет). У нас тема сегодня урока будет называться “Изобразительность в музыке”. И мы сегодня на уроке попытаемся выяснить, как музыка может изображать разные явления в нашей жизни, а начнём мы с такого задания:
– вы композиторы, сочините, нарисуйте с помощью музыкальных звуков солнце, яркое, тёплое. Как будем петь? (Громко, звонко, радостно), дождик осенний, дождик летний, мишку косолапого, мышку.

– Смогли изобразить, хорошие композиторы. А как же удалось музыке всё это так точно передать, ведь у неё всего, сколько нот? – 7. Наверное, есть у неё помощники. Это музыкальные штрихи, хотите узнать какие они?

Поём и показываем рукой движение мелодии – осенний дождик, плавно, рисуем в тетрадке линию, которая подходит для мелодии дождика.

Поём и показываем летний дождик, рисуем.

Поём и показываем мишку и рисуем. Заполняется доска. У этих штрихов есть название. Название непростые, итальянские. Проговариваем. Находим в названии соответствие штриху.

Легато, стакатто, нон-легато.

Сейчас я вам выдам карточки, на которых будут изображены животные(лебедь, заяц, медведь), ваша задача нарисовать напротив каждого животного тот штрих, который поможет музыке передать движение этих героев. Карточка выдаётся одна на парту, чтоб могли подумать и посовещаться.

Проверка задания на доске.

А придумайте движения для этих героев. Класс встает, дети изображают движениями животных. Звучит музыка. Кого трудно было изобразить – Лебедя, почему? – Очень плавно, плывёт.

Я вам принесла небольшой фильм, где звучит музыка французского композитора Сен-Санса “Лебедь”, и в котором показано как музыка соединяется с движением, а искусство соединения музыки, мимики, жестов, движения, называется балетом. Внимательно посмотрите фильм, проследите за движением балерины, смогут ли её движения передать настроение, характер мелодии. Приложение 2.

Понравился фильм? Какая музыка по характеру изображающая лебедя звучала? Пользуйтесь словарём эмоциональных терминов. А балерине удалось передать характер, какие движения.

Движения помогли изобразить характер мелодии, а давайте с вами своим голосом попытаемся изобразить героев…например лесной сказки.

Ига на импровизацию. Учитель поёт “Зайка, зайка, где бывал?”...ребёнок придумывает окончание песенной фразы –“ на лужочке танцевал”.

А в песне музыкальные штрихи необходимы, как вы думаете? – Читается песня:

1. – в царстве деда мороза и лесной тишины,
Задремала берёза до тепла, до весны. – Какой штрих?

2. – Бом-ом-бом стучат часы,
Подкрутил мороз усы.
Расчесал он бороду.
И пошёл по городу.

3. Белые, белые в декабре, в декабре,
Ёлочки, ёлочки во дворе.

Разучивается песня “Праздничный хоровод”. Исполнение.

Урок подходит к концу. Давайте подведём итоги. Смогла ли музыка что-нибудь изобразить. А что помогло ей быть такой выразительной – штрихи. Какие узнали музыкальные штрихи? Проверка усвоения материала в игровой форме.

Шутка.

Лодка плавает легато.
Зайчик прыгает стаккато.
Мишка ходит нон легато.
Верно, говорю, ребята?

Дятел долбит сук легато.
Самолет летит стаккато.
Нон легато плывет рыбка.
Здесь, по-моему, ошибка.

Лебедь плавает легато.
Скачет воробей стаккато.
Слон шагает нон легато.
Как вы ходите, ребята?

– Ходим мы и нон легато,
И легато, и стаккато.
Словом, можем так, и сяк,
Даже наперекосяк.

Оценочная деятельность.