Физкультминутка на уроке как педагогический инструментарий урока в начальной школе согласно ФГОС

Разделы: Начальная школа


Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”.[4] На данный момент, забота о здоровье ученика на уроке обрела оболочку в виде здоровьесберегающих технологий, которые призваны, всеми доступными средствами и способами, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. А так же, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. С другой стороны, здоровьесбережение – это совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участникам.  При этом обязательно выполнение следующих условий (по М.М.Поташнику): учет индивидуальных особенностей детей; получение оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах времени и сил учащихся; обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе; обучение ребенка самостоятельной собственной защите от стрессов, обид, оскорблений.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Важная составная часть здоровьесберегающей работы образовательного учреждения – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм школьников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у учеников, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый учитель должен знать, что признаки утомления у детей 6-7лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 7-8 лет – через 10-12 минут, в 9-10 лет – через 12-15 минут. На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления. Утомление, выражается в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. При этом утомление – это защитная, охранная реакция организма. Отрицательное воздействие на здоровье оказывают постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление. О развитии переутомления у школьника свидетельствуют:

  • снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;
  • ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
  • появление чувства усталости.

Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные реабилитационные воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаметозная терапия.

Итак, утомление, вызванное неправильным проведением уроков, отрицательно влияет на растущий организм. Момент наступления утомления учащихся выражается в снижении их учебной активности. Также утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Исходя из этого, предпринимаю все меры, чтобы организовать индивидуальный подход в учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся. Здоровый и неутомленный ученик активен, расположен к общению, с удовольствием включается в работу, предложенную учителем, способен к более качественному усвоению знаний. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. По содержанию физминутки в начальной школе способствуют снятию локального утомления  и предназначаются для  определённого действия на конкретную область тела. В связи с этим существует несколько видов упражнений, которые включены в физминутки:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для кистей рук;
  • гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха;
  • упражнения для профилактики плоскостопия;
  • упражнения, корректирующие осанку;
  • дыхательная гимнастика.

Анализ детской заболеваемости у первоклассников показал, что лидерами являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем – ОРВИ, ОРЗ, на втором месте – нарушения зрения и на третьем – заболевания органов дыхания (бронхиальная астма).

Изучив данные о физиологическом состоянии каждого ребёнка и, составив сравнительную диаграмму заболеваемости класса, большое внимание уделяю во время проведения физминуток дыхательной гимнастике и гимнастике для глаз.

Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований Базарного, при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики использую и как компонент общей релаксации. Гимнастика для глаз проводится на 10 - 11 минуте в течение 2-3 минут на занятиях, связанных со зрительным напряжением, на 17-18 минуте на занятиях, первая половина которых не связана со зрительной работой. Во время выполнения упражнений для глаз дети сидят в свободной позе. Активный вариант зрительной гимнастики провожу с музыкальным сопровождением или без него. В этом случае зрительная гимнастика выполняет дополнительно общеоздоровительную функцию. Упражнения для глаз часто сочетаю с играми и заданиями, направленными на развитие общей и мелкой моторики. Например: сортировка и раскладывание мелких предметов по цвету, форме. Упражнения для глаз использую на каждом занятии и при каждом длительном зрительном напряжении.

Принципы, соблюдаемые мною при использовании зрительных гимнастик:

  • индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений, состояния здоровья;
  • регулярность проведения;
  • постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
  • сочетание с двигательной активностью;
  • развитие интереса детей к этому виду упражнений.

Упражнения, рекомендуемые для составления комплексов гимнастики для глаз

Упражнения для снятия утомления с глаз, статического напряжения, расслабления зрительной системы.

  • закрыть глаза, расслабить веки;
  • направить, расфокусировать взгляд на горизонт или другой удалённый объект, не раздражающий глаза;
  • посмотреть по горизонтали справа – налево, слева – направо;
  • посмотреть вниз, вверх, задерживаясь в каждой позиции на 2-5 сек. ;
  • поочерёдно посмотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний, левый верхний и правый нижний угол, задерживаясь в каждой позиции на 1-5 сек. ;
  • круговые, вращательные движения по часовой и против часовой стрелки;
  • смотреть прямо перед собой, перевести взгляд на зрительный ориентир, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см., зафиксировать взгляд;
  • моргание;
  • смотреть обоими глазами на палец, постепенно отдалять и приближать палец к глазам;
  • «нарисовать» глазами восьмёрку, сначала расположенную вертикально, затем горизонтально.

Упражнения для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости в органе зрения.

  • плотно закрыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз;
  • закрыть глаза. Тремя пальцами слегка надавливать на глазное яблоко;
  • закрыть глаза. Массировать глаза указательными пальцами;
  • быстро моргать в течение 1 мин;
  • соединить рёбра ладоней и мизинцы. Наклонить голову, ладони положить на закрытые глаза (1 мин.) легко помассировать ладонями глаза. Чередовать надавливания, вращения, поглаживания и вибрации (1-2 мин.)

Упражнения для тренировки аккомодационных мышц.

  • смотреть прямо перед собой, перевести взгляд на зрительный ориентир, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см., зафиксировать взгляд;
  • обоими глазами смотреть на указательный палец левой руки, вытянутой вперёд, постепенно приближать палец к носу;
  • вытянуть руку с поднятым указательным пальцем вперёд. Поочерёдно переводить взгляд с кончика пальца на линию горизонта или на любую удалённую точку, задерживаясь в каждом положении на 2-3 сек.;
  • попеременно переводить взгляд с кончика носа на линию горизонта или удалённую точку.

Упражнения для развития остроты зрения глаза.

  • чередование крепкого зажмуривания и широкого открывания глаз;
  • сортировка мелких предметов по форме и цвету;
  • закрыть глаза, массировать их круговыми движениями;
  • смотреть прямо перед собой, перевести взгляд на зрительный ориентир, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см., зафиксировать взгляд;
  • обоими глазами смотреть на указательный палец левой руки, вытянутой вперёд, постепенно приближать палец к носу.

Упражнения для формирования сложных движений глазных мышц, улучшения координации движений глаз и головы.

  • не поворачивая головы посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;
  • поднять голову вверх, круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки;
  • поочерёдно смотреть на левый носок ноги и на потолок, в руках предмет, поднять его на уровень глаз, опустить вниз. Обоими глазами следить за предметом;
  • двигать руками с предметом вправо – влево. Обоими глазами следить за ним.

Из вышеперечисленных упражнений, составляю комплекс гимнастики и подбираю к нему текст.
Большой интерес у детей вызывают, используемые мною на уроках, электронные физминутки для глаз (физминутки – офтальмотренажеры). Это –  гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Электронные физминутки в начальной школе помогают не просто сохранить зрение школьников, но и носят релаксирующий характер. Кроме этого, они удачно вписываются в содержание занятий, что немаловажно, особенно в начальной школе, где учащимся, зачастую, интересен сам сюжет. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов. Можно предварять их стихами, объясняющими детям, как следует проводить гимнастику для глаз.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.  Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому во время проведения физминуток ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетке.

Наиболее известными и широко используемыми стали дыхательные методики А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, В. Ф. Фролова, С. Грофа, Н. А. Агаджаняна и Ю. Буланова. Выполняя упражнения на развитие дыхания по методике А.Н. Стрельниковой, следует соблюдать следующие правила:

  • делать активный короткий вдох носом;
  • выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;
  • вдох делать одновременно с движением;
  • все вдохи-движения выполнять в темпе марша;
  • считать мысленно, про себя (счет в данной гимнастике идет по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).

Дыхательная гимнастика по методике Б.С. Толкачева особенно рекомендуется часто болеющим детям. На уроках обучения  грамоте во время речевой гимнастики использую упражнения с озвученным выдохом: «р-р-р», «п-ф-ф-ф», «тик-так» и т.д.

Комплекс  упражнений  должен состоять из одного-двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводится не реже одного раза в две недели. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-ой минуте урока, на втором и третьем уроках – по 2 физкультминутки на 10-й и 20-й минутах, на четвертом уроке – 3 физкультминутки на 10-ой, 20-ой и 30-й минутах.

Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в школе, независимо от возраста детей. Введение в структуру урока физминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. Физминутки помогают получить новый заряд энергии, помогают активизировать дыхание, способны поднять детям эмоциональный настрой, снять статическое напряжение, вызванное продолжительным сидением за партой. И хотелось бы в заключение вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

Использованная литература:

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007. – 208 с. – (Мастерская учителя).
  3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 112 с. – (Педагогическая мастерская).
  4. Сухомлинский В.А. О воспитании // М., 1973 г.
  5. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003.
  6. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.