Урок МХК по теме "Музыкальная культура Древней Руси". 9-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 9


Цель: показать развитие музыкальной культуры от язычества до появления профессиональной музыки.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить с образцами древнерусской культуры;
    • показать влияние христианства на развитие древнерусской музыки;
    • познакомить с развитием церковной музыки;
    • выяснить роль колокольных звонов в жизни людей Древней Руси;
    • формировать представление о появлении светского профессионального музицирования.
  • Развивающие:
    • развивать интерес к древнерусским песнопениям;
    • развивать чувство патриотизма и гордости за талант русской народной отечественной музыкальной культуры.
  • Воспитательные:
    • воспитывать отношение учащихся к древнерусской музыке как к историческому документу;
    • воспитывать желание изучать развитие русского народного творчества;
    • способствовать созданию на уроке ситуации успеха, возможности реализоваться, раскрыться каждому ребёнку;
    • воспитывать гармонично развитую личность, духовность, нравственность, потребность встречи с прекрасным;
    • воспитывать чувство коллективизма, уважения к мнению других.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, видеозапись выступления фольклорного коллектива, Презентация к уроку, компьютер и проектор для показа презентации.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Приветствие. Подготовка рабочего места.

2. Проверка усвоения знаний:

Учитель: Приступая к изучению новой темы, мы немного остановимся на повторении предыдущего материала. (Приложение 1)

Эпиграф:

«…Клянусь честью, что ни за что
на свете я не хотел бы переменить
Отечество, или иметь другую историю,
кроме истории наших предков, такой,какой Бог её дал».

А.С. Пушкин

Работа с карточками по вариантам.

– Мифологические представления древних славян.
– Что такое языческая религия?
– Кому поклонялись древние славяне?
– Какую веру называют христианством?
– Вспомните имя первого человека на Руси, принявшего христианство?
– Как связано имя первого древнерусского человека-христианина с историей нашего города Псков?
– Чем отличались памятники каменного культового зодчества Киевской Руси от византийских образцов? В чем состояли эти отличия, почему они появились?
– Назовите виды монументальной живописи, пришедшие на Русь из Византии.
– Кого помимо Спасителя и Богоматери изображали древнерусские иконописцы?

Учитель: Мы живем в сложное время. Но жизнь народа, судьба его, его история продолжается. Мы должны гордиться, знать его историю, чтобы идти в будущее. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. – Итак, сегодня нам предстоит изучить: особенности музыкальной культуры Древней Руси, а также влияние на нее Византийской культуры; роль колоколов в жизни древнерусских людей; как появилось на Руси профессиональное музыкальное искусство; какие жанры возникли в русском песенном фольклоре.

3. Изучение нового материала:

Учитель: Музыкальная культура Древней Руси своими истоками уходит в далекое прошлое к языческим традициям. Как вы уже сегодня говорили, в языческих верованиях долго сохранялись следы поклонения «матери-земле» и огню, а также тотемистических представлений о значении охотничьего промысла в жизни людей. Всеми этими верованиями определялся характер древнеславянской языческой обрядности, то есть организованной, упорядоченной системы магических действий, назначение которых заключалось в том, чтобы воздействовать на окружающую природу и заставлять ее служить человеку. На общий характер музыкальной культуры Древней Руси существенным образом повлияло принятие христианства. – В каком веке появилась на Руси христианская вера? Что означал обряд Крещения?

Ответы учащихся:

– В 10 в., а точнее в 988 году произошло Крещение Руси. По примеру своей бабушки, Князь Владимир – внук княгини Ольги – навсегда провозгласил на Руси христианскую веру, совершив обряд крещения киевлян в водах Днепра. Люди заходили в реку и очищали своё тело и душу от грехов. Это означало, что каждый, кто совершил этот обряд, становился православным.

Учитель: Прежде, чем избрать единую для всех веру, Князь Владимир отправил в страны с такой же религией послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древней летописи «Повесть временных лет».

Ученик озвучивает текст слайда:

И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать во язычестве.

Учитель: Новая вера послужила толчком для появления церковной (духовной) музыки. По всей Руси стали строить православные храмы. В каждом храме был хор певчих. Из Византии были заимствованы музыкальный канон и система жанров. Отныне музыка развивается под эгидой церкви и рассматривается как составная часть богослужения. Хоровые церковные песнопения (кондаки, стихиры, каноны) посвящались основным церковным праздникам, житиям особо почитаемых святых.

Звучит фрагмент Стихиры «Земле русская».

Учитель: Какие чувства вы испытывали, слушая это пение? Хочется ли вам выполнять какие-либо действия под такую музыку?

Ответы учащихся: Двигаться быстро не хочется. Хочется посидеть, подумать о жизни, музыка успокаивает, снимает усталость, появляется желание помочь ближнему, забыть обиды, трудности.

Учитель: Поначалу церковное пение было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». Еще одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения – a capella. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках. В конце 14 – начале 16 вв. был учрежден придворный хор из лучших певцов и знатоков певческого искусства, набранных из разных городов и областей. Эта группа певцов, именовавшихся «государевыми певчими дьяками», состояла при особе царя. Певчие в хор отбирались с особой тщательностью. Хор пел во время церковной службы, дворцовых праздников и увеселений. Овладевая церковной музыкальной культурой, неизвестные создатели гимнов и распевщики (так в старину называли композиторов) – выходцы из народа – не могли сразу «запеть» на чужом языке, поэтому они обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, интонациями. Этот сплав народной русской культуры с «иноземной», византийской, отразился в таком явлении, как знаменный распев, обладавший поразительной внутренней мощью, эпической силой, величественностью и строгостью.(3.19) Распев – то есть распевно произнесенное слово. Он действительно во многом напоминает медленную и выразительную декламацию.

Учитель: Какими знаками пользуются для записи музыки наши современники?

Ответы учащихся: Нотами.

Учитель: Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя – знак). Мелодия записывалась над строкой текста с помощью знаков, которые указывали не точную высоту звука, а только направление мелодии. Позднее знаменная нотация получила название крюковой, по названию одного из главных ее знаков – крюка.

Звучит запись: «Шестопсалмие» (знаменный распев).

Учитель: При прослушивании обратите внимание на тексты и образное содержание музыки (чувства верующего человека, отношение к Богу, отношение к ближнему), характер мелодии и сопровождения.

Учитель: В 15-16 вв. знаменный распев становится все более протяженным, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней. В 15 веке в русской иконописи развивается богословское учение о Троице – триедином Боге – Отце, сыне и Святом Духе. – Посмотрите на репродукцию самой известной иконы того времени «Троица» А. Рублева, ученика русского Святого Сергия Радонежского. – В этот период одноголосное пение переходит в многоголосное и таким образом формируется полифонический стиль. Появляется немало авторских и местных распевов (Смоленский, Кирилловский, Киевский распевы)

Звучит фрагмент Киевского распева – Гимн «Свете тихий».

Учитель: Сравните характер этой музыки с характером рисунка на иконе А. Рублева. В чем их сходство? – Во второй половине 17 века русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» – «старой», связанной с одноголосным пением, по образному строю близким к строгим ликам древних икон, и «новым» – многоголосным партесным (от слова partes – голоса) пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством звучания, ощущением движения, света, огромного пространства. Одновременно начинает преобладать пятилинейная нотация, хотя довольно долго еще сохраняется крюковое письмо (старообрядцы пользуются им по сей день). Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца 17 века. Очень популярным становится духовный стих – псальма, или кант (на стихи как русские или церковнославянские, так и на переводные), затем появляются и светские хоровые канты – исторические, военные, любовные, шуточные.

Звучит фрагмент Канта «Радуйся, Росско земле».

Учитель: Какой характер у этого канта? Почему?

Ответы учащихся: Потому что это хвалебный стих в честь победы русских воинов.

Учитель: Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на чувства и мысли людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.

Учитель: В конце 11 века в Новгородской летописи появилось первое упоминание о колокольных звонах, которые собирали жителей города на Вече для принятия важнейших решений, оповещали о начале богослужений в церкви. Колокола звучали и тогда, когда грозила опасность, стихийное бедствие. Колокола помогали путнику в непогоду найти дорогу к жилищу. Многие века они сопутствовали жизни народа, созывали его на битву и приветствовали победное возвращение полков с поля боя, сопровождали празднества. Несколько колоколов с различными тонами образовывали звонницу, позволявшую исполнять целые музыкальные произведения. Колокольные звоны – это голос Родины, подлинное духовное творчество.

Учащийся читает стихотворение Степана Щипачева «Звонят колокола»:

Звонят в России колокола.
Но это – не богу хвала,
а предкам нашим,
загинувшим где-то.
Умельцы, бедами тертые,
для каменных белых церквей
лили колокола
и к металлам твердым
прибавляли частицу души своей.
И колокола – грозны и певучи –
То бьют набатом, то благовест льют.
Звонят в России колокола,
Но это не богу – искусству хвала

Звучит фрагмент записи “Колокольные звоны России”.

Учитель: Широкое развитие получили в Киевской Руси и различные виды светского музицирования. В 11 веке появляется народное профессиональное искусство скоморохов – странствующих актеров и музыкантов, упоминаемое в «Повести временных лет». Их выступления, как свидетельствует летопись, привлекали людей. Скоморохи соединяли в себе черты потешника, балагура, лицедея, музыканта и певца, сказителя, танцора, фокусника и акробата. Они остроумно на импровизированных представлениях разыгрывали комические сценки, шутили, рассказывали небылицы. Скоморохи участвовали во всех народных гуляниях и празднествах, играли на крестьянских свадьбах и княжеских пирах. Так как скоморохи частенько высмеивали монахов и представителей власти, их отлучали от церкви, подвергали проклятию, изгоняли, а музыкальные инструменты называли бесовскими и приказывали «немедля изымать и, изломавши, сжигать». Разнообразным был инструментарий скоморохов: бубны, трещетки, гусли, дудки, сопели, свирели, цевница (флейта Пана) и др. И все же, несмотря на запреты и преследования, искусство скоморохов оставалось любимым и захватывающим зрелищем. Музыкальные инструменты использовали на Руси и в ратных делах государства. Бубны, барабаны, трубы поддерживали боевой дух во время сражений, снимали эмоциональное напряжение, вселяли уверенность в победе.

Учитель: Кто из вас вспомнит, что означает слово «фольклор?

Ответы детей: Фольклор – «народная мудрость».

Учитель: Народная песня была важнейшей областью музыкального фольклорного искусства Древней Руси. Дошедшие до нас свидетельства, говорят об исключительной широте ее распространения и о том, какой любовью она пользовалась во всех слоях населения, от простого крестьянина-смерда до княжеской дружины.

Просмотр видеоклипа с участием фольклорного коллектива .

Учитель: Почему народная песня в старину пользовалась большой любовью или как теперь бы сказали, популярностью?

(Ответы учащихся.)

Учитель: Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды:

ШИФРОГРАММА
(переставьте слоги и получите новые слова).

ЧЕС

ЛИ

КИ

Е

РИ

 

ДО

ТРУ

Е

ВЫ

   

РЯ

ВЫ

ОБ

ДО

Е

 

ИС

КИ

РИ

Е

ТО

ЧЕС

РО

ХО

Е

НЫ

ВОД

 

БЫ

НЫ

ЛИ

     

СТУШ

КИ

ЧА

     

БЕЛЬ

КО

Е

ЛЫ

НЫ

 

Учитель: О чем рассказывала народная песня, какие моменты жизни древнего русича она сопровождала? (Ответы учащихся.)

Учитель: Инструментальная музыка Древней Руси занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор. Но в 18 веке отношения к народной музыке меняется. Начинает развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую музыку и литературу.

Учитель: Сегодня на уроке мы приоткрыли еще одну страничку культуры Древней Руси. Древнерусское музыкальное искусство – это великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпохи, что его породила. И оно входит в культуру современного человека как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа и является историческим документом.
– Зачем нам людям 21 века знать о том, откуда мы, чем занимались наши предки, какую музыку они слушали и исполняли?

Вывод:

Ответы учащихся: Если человек не знает древней культуры – веры, обычаев, традиций, вокальной и инструментальной музыки, он не имеет права считаться культурным человеком.).
– Знакомство с достижениями своих предков поможет вам расти не "Иванами, родства не помнящими", а личностями, сознающими свою причастность к тысячелетней богатейшей истории родного народа – и вместе с ним всего человечества, – поможет впитать в себя высокие этические, нравственные законы, лежащие в основе народной культуры, научит любить и ценить духовное богатство, ум, талант и народную мудрость.

4. Обобщение

Закрепление нового материала.

– Что обрела древнерусская музыка с принятием христианства?
– Почему во время богослужения не бывает громкой музыки?
– Почему в православной церкви нет инструментального сопровождения?
– Когда на Руси появилось многоголосное церковное пение?
– Кого можно назвать профессиональными певцами и какое к ним было отношение?
– Какое значение в жизни древнерусского народа имели колокольные звоны?
– Кто такие «царские певчие»?
– Назовите основные жанры русских народных песен.

Учитель: Изменилось ли ваше отношение к музыкальному культурному наследию наших предков?

Домашнее задание:

– Подготовить доклад о жанрах русских народных песен.
– Подготовить доклад о старинных музыкальных произведениях.
– Описать в тетради свои впечатления о прослушанной на уроке музыке.