Логопедическое занятие по теме "Автоматизация звука [р]"

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

  • Образовательные: учить правильно произносить звук [р] в речи.
  • Коррекционные:
    • автоматизация звука р в слогах,словах,предложениях;
    • развитие мелкой моторики;
    • развитие целенаправленного речевого выдоха;
    • развитие навыка нижнего диафрагмального дыхания;
    • развитие фонематического слуха;
    • развитие внимания и памяти;
    • развитие связной речи;
    • обогащение словарного запаса (циркуль);
  • Воспитательные:
    • вырабатывать контроль за своей речевой деятельностью;
    • расширять кругозор.

Оборудование: игрушка кенгуру, карточки с буквами,фишки с рыбками, конверты с заданиями, сундучок, предметы, в названии которых есть звук [р], лабиринты, распечатки слайдов презентации, карточки с домашними заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Здравствуйте,ребята! Сегодня мы отправимся путешествовать в далёкие страны.

II. Сообщение темы занятия

– Отгадайте загадку:
Сумку носит впереди,
Хвост длиннющий позади.
Ловко скачет по двору
Длинноногий… (кенгуру).

– А где живёт кенгуру? (В Австралии)
– Какой общий звук есть в ловах кенгуру и Австралия? (р)
– Назовите этот звук.
– Дайте характеристику этому звуку. ([р] – согласный,звонкий)
– Как правильно произносится этот звук? (Дети рассказывают о положении артикуляционных органов во время произнесения звука р).
– Проводите пальчиком по дорожке,произнося отчётливо : р-р-р-р.

III. Артикуляционная гимнастика

1. Заборчик
2. Лопаточка
3. Грибок
4. Лошадка

Дыхательные упражнения:

1. «Шарик в животике». Через нос набрать воздух и опустить его в живот,выдыхать через рот,произнося при этом долгий звук ш.
2. «Футболисты». С помощью воздушной струи загнать ватный мячик в ворота соперника.

IV. Развитие фонематического слуха

– Я буду называть слова. Если в слове есть звук р,поднимаете фишку с рыбкой.

Слова: ракета, лама, морковь, мороженое, луна, молоко, портфель, порт, зубр, зуб, килограмм, стол.

V. Автоматизация звука в слогах и словах

– Наша мама-кенгуру привезла нам из Австралии письмо. Давайте его прочтём.

На базар пошёл Макар,
Повторяем слоги – АР.
Ар-ар-ар-ар-ар-ар-ар.

Он купил себе топор,
Повторяем слоги – ОР.
Ор-ор-ор-ор-ор-ор-ор.

Для хозяйки – вкусный сыр,
Повторяем слоги – ЫР.
Ыр-ыр-ыр-ыр-ыр-ыр-ыр.

Дочке – красочный ковёр,
Повторяем слоги – ЁР.
Ёр-ёр-ёр-ёр-ёр-ёр-ёр.

Игра «Волшебный сундучок»

– А ещё кенгуру привезла нам волшебный сундучок, давайте заглянем в него.
– Вы по-очереди доставайте предметы из него. Если в названии этого предмета есть звук р ,то вы его кладите корзину.

Предметы: ручка, карандаш, ножницы, тетрадь, клей, мел, книга, линейка, циркуль.

– Кто мне ответит, что такое «циркуль»?
– Как можно назвать все эти предметы? (Школьные принадлежности).

VI. Развитие мелкой моторики

– Ребята,посмотрите,что изображено на картинке? (Муравейник)
– А кто живёт в муравейнике? (Муравьи)
– Муравей заблудился. Давайте поможем ему добраться до муравейника.
– Если вы будете правильно называть все слоги,встречающиеся на пути муравьишки,то он очень бвстро попадёт домой.

Слоги: АР-ОР-ЫР;ЭР-РА-РО-РУ-ПАР-СЫР-ХОР-ГО-РЫ-ФА-РА-КУ-РЫ-ПИ-РО-ГИ-РЫ-БА-КИ-БА-РА-БАН.

VII. Автоматизация звука в предложениях

– Наша гостья предлагает вам выполнить следующее задание:

Через крыши по двору
Прыгал быстрый кенгуру.

– Кенгуру будет рада,если вы правильно и красиво расскажите её любимое стихотворение.

VIII. Развитие связной речи (Приложение 1)

– Ребята, внимательно смотрите и запоминайте всё, что увидете.
– А теперь по картинкам расскажите,что случилось с кенгуру.
– Сейчас вы закроете глазки, а я уберу одну из картинок. Догадайтесь, какую картинку я убрала и что на ней было изображено.

Далее переворачиваются все картинки и дети восстанавливают ход событий.

IX. Загадки

– Внимательно слушайте загадки,а отгадку не называйте,а показывайте картинку.

За лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Золотая … (радуга).

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому,кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!  (Жираф)

Этот гриб красивый,
Красный,
Но поверьте, он –
Опасный … (мухомор).

На каком цветке гадают,
Лепесточки обрвывают?  (Ромашка)

Этот круглый плод большой
С жёсткой красной кожурой.
В южных странах он растёт,
Сок рубиновый даёт. (Гранат)

X. Итог урока

– Какой звук мы произносили чаще других звуков?
– Со всеми ли заданиями вы успешно справились?
– Какое задание вам понравилось больше друних?
– Вы, ребята, молодцы! Кенгуру очень понравилась ваша работа на занятии. Вы были активны, веселы, всё правильно понимали и выполняли.

XI. Домашнее задание

Мы проказника – крота
Отругали неспроста.
Перерыл, испортил крот
Наш красивый огород.