Открытый урок логопедии на тему "Твердые и мягкие согласные перед гласными "у-ю" в словах, предложениях и тексте"

Разделы: Логопедия


Цели.

Образовательная: закрепление знаний учащихся о гласных У – Ю.

Коррекционные:

  1. Учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными У – Ю.
  2. Развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза на уровне слов и предложений.
  3. Развивать внимательность.
  4. Развивать навыки чтения выделяя гласные и согласные в словах, предложениях, тексте.
  5. Развивать логическое мышление.

Воспитательные: воспитание способности сопереживать, проявлять положительные эмоции, развитие наблюдательности, любознательности, внимательности.

Оборудование: предметные картинки; карточки с буквами У – Ю (на каждого учащегося);кружки двух цветов (синий, зеленый)для обозначения букв; светофор; сюжетная картинка “Осень”; бумажные вазы и разноцветные цветы с картинками, карточки для индивидуальной работы, слова, текст.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем. А теперь сядет первый тот, кто вспомнит слово с гласной У или Ю.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, развития дыхания.

Выполнение упражнений:

А. Мы хлопаем руками:
хлоп – хлоп – хлоп.
Мы топаем ногами:
топ – топ – топ.
Машем мы руками,
киваем головой.

Б. Упражнения для рук:

а) кулак, ладонь, ребро.

б) “Пальцы - дружная семья”.

в) “Домик”.

г) массаж для пальцев.

В. Артикуляционная гимнастика

а) Упражнение “Улыбка солнца

“Доброе утро и солнцу и птицам:
Доброе утро улыбчивым лицам.”

б) Упражнение: “Трубочка” (ду-ду-ду)

Мои губы трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду.

в) Упражнение: “Улыбка – Трубочка”

Г. Дыхательная гимнастика.

“Сядьте прямо, выпрямите спинки, поднимите головы и улыбнитесь. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики стали круглыми. Выдохнули – животики стали маленькими. (3 раза вдохнуть-выдохнуть)

Д. Речевая зарядка. Скороговорка.

Мальчик Илюша и девочка Люша
По саду гуляют и кушают груши. (3 раза повторяют: шепотом, вполголоса и громче)

Основная часть

Ребята у нас в гостях ещё Буратино, он будет наблюдать, как мы работаем на занятии. Он пришёл не с пустыми руками, он принёс нам картинки, загадки, упражнения, игры. Хочет узнать, как мы закрепим согласные твёрдые и мягкие перед гласными У – Ю.

1. Тема занятия.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными У – Ю в словах, предложениях. На прошлых занятиях мы познакомились с гласными У- Ю. А сегодня мы закрепим твёрдые и мягкие согласные перед гласными У – Ю в словах и предложениях.

2. Игра с картинками.

Припоминание темы прошлого занятия. У детей (по одному) лежат на парте картинки, поднимают карточку с той буквой (У – Ю) которая есть в названии изображенного на ней предмета и объясняют.

Картинки: кактус, кастрюля, сумка, рюкзак.

3. Загадки.

Работа на уровне слова.

Чтение загадок (дети читают) и отгадывание (по одному). А теперь запишем слова - отгадки в тетради. Подчеркнем в словах буквы У – Ю и согласные перед ними. Какая гласная в слове-отгадке…? А какой согласный перед ним – твёрдый или мягкий?

Я красна, я кисла, на болоте я росла
Дозревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Он решил, что он жираф,
И ходит голову задрав,
Говорят, из разных блюд
Лишь колючки ест … (Верблюд)

И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете –
На поляне, на опушке.
Мы зелёные … (Лягушки)

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)

Мы справились и с загадками. А теперь поиграем.

4. Игра “Светофор”.

Дифференциация гласных У – Ю и согласных перед ними в словах.

Слова хотели перейти дорогу, но не знали, как это сделать, потому что над дорогой висел необычный светофор: на нем загорались только синий и зелёный сигналы. Сначала скажите, почему висел над дорогой такой необычный светофор? Какие согласные могли перейти дорогу на синий свет, а какие – на зелёный? Давайте поможем словам перейти через дорогу. Поднимайте соответствующую карточку ( синию или зелёную). Называю слова, учащиеся по одному идут к доске и выставляют эти слова на доске с объяснением.

Слова: лук, люк, изюм, букет, кузнечик, люстра, груша.

Молодцы, помогли словам перейти дорогу!

Физпауза

1) Игра “Солнце, воздух и вода”.

Дети встают и выполняют движения (руки вверх, кружиться, присесть).

2) “Думающая шапочка”.

Указательными и большими пальцами рук потяни за края свои уши в стороны, как будто хочешь их распрямить. Начинать с верхнего края уха и идти вниз до мочки.

После потягивания ушей ты сможешь лучше и внимательнее слушать.

5. Чтение. Письмо.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

Буратино передал вам картинку. Что за это картинка? Как называется, как вы думаете?- “Осень”. А сейчас скажите: Какое время года? - “Осень”. Правильно. Он помог нам составить ещё рассказ, сейчас мы попробуем прочитать, какой рассказ получился, он сомневается, не знает какие гласные буквы У или Ю нужно вставить, мы должны помочь ему. Читая текст, вставим в слова гласные У – Ю и подчёркиваем синим или зелёным карандашом согласный перед У - Ю.  (Карточка №1) Задания собрать.

Осень.

Наст…пила осень. Это мое л…бимое время года. Листья на деревьях желтеют и опадают. Повс…ду на земле лежат листья. Ветер уносит к юг… еще одн… г…син…ю стаю. Стел…тся над землей осенние т…маны. Облака оп…стились низко-низко и ок…тали земл… белым г…стым покрывалом. Скоро наст…пит холодная и с…ровая зима.

6. Игра “Вазы и цветы” (закрепление темы).

Дети по лесу гуляли
И букет цветов набрали
Посмотрите -ка: цветы –
Небывалой красоты.
У цветочков в серединке –
Нарисованы картинки. (Показать цветок из разноцветных лепестков)
С вами мы цветы возьмём
И по вазам разнесём.
Это может, и несложно,
Только нужно осторожно
И, конечно же, не сразу
Брать цветы и ставить в вазу
Картинку нужно называть
И согласный не забывать.

Дети выходят по одному, берут цветок и объясняют: называют картинку, гласную У или Ю, и согласный какой перед ним (твёрдый или мягкий) и говорят, в какую вазу нужно поставить это цветок?

Ну что ж, вы справились с заданием. Молодцы! Какие яркие букеты получились!

7. Итог занятия. Оценивание.

Посмотрите на Буратино. Вам не кажется, что у него настроение улучшилось, довольный стал? Вы ему в этом помогли. Какие гласные буквы закрепляли? (Гласные У – Ю перед согласными...). Понравились ли задания вам сегодня? Буратино интересно ещё узнать, как вы можете оценить своего товарища?

Ответы учащихся. Оценивание товарища.

Ну, а теперь он доволен и благодарит вас за урок! Спасибо!