"Семь чудес света" – величайшее культурное наследие человечества

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: познакомить обучающихся с выдающимися произведениями искусства.

Учебно-воспитательные задачи:

  • сформировать навыки умения анализировать произведения архитектуры;
  • развивать чувство сопричастности к достижениям человечества в области искусства и техники;
  • воспитывать положительное отношение к историческому наследию предков.

Зрительный ряд: слайды различных архитектурных сооружений (“семь чудес света”), таблица “Семь чудес Древнего Мира”.

Задание: уметь сформулировать свое отношение от увиденного (выразить свою точку зрения) и проанализировать.

Задание на дом: найти и приготовить информацию о новых семи чудесах света.

Ход урока

Орг. vомент.

1-2 мин. настроить ребят на урок, проверка готовности к уроку.

Повторение опорных знаний.

  1. Какие элементы ордерной системы вы знаете?
  2. С какой целью она применялась в строительстве сооружений?
  3. Определите художественные особенности двух главных ордеров: дорического и ионического?
  4. Назовите три элемента ордерного строя?

Сообщение темы урока.

Знаете ли вы, что в глубокой древности у людей всегда был интерес к выдающимся достижениям человека? Уже тогда они выделили несколько сооружений, и которые вызвали восторг, восхищение благодаря своему художественному совершенству и размерам.

Сегодня на уроке вы узнаете о чудесах. Кто-то из вас скажет, что чудес на свете не бывает. Бывают? К концу нашей беседы попробуем ответить на этот вопрос.

А так же будем говорить об уже изученных нами сооружениях и познакомимся с новыми. Выделим их характерные черты и то, что они были отражением миропонимания людей того времени.

Задание: заполнить таблицу “Семь чудес Древнего Мира” в тетради.

Изучение нового материала.

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА (лат. septem miracula mundi), самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семирамиды, Зевса Олимпийского статуя, Мавзолей в Галикарнасе, Артемиды Эфесской храм, Фаросский маяк, Колосс Родосский.

Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный “малый” жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т.п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам о диковинах сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства.

Статья “Семь мудрецов” из “Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона” (1890–1907). Статья приведена с сохранением орфографии и пунктуации оригинала:

Семь мудрецов (oi eppa sojoi) — мудрецы древней Греции, жившие в VII и VI вв. до Р. Хр. и излагавшие свои мысли в кратких образных изречениях или гномах. У различных авторов имеются различные указания как на имена и число древнегреч. мудрецов, так и на приписываемые каждому из них изречения. По словам Цицерона, это были истинные благодетели окружающей их среды, отличавшиеся не только выдающейся нравственной силой и глубокой житейской опытностью, но и проницательностью ума и ясностью мыслей. На первый план выдвигается то политическая их деятельность, то поэтическая. Питтак из Митилены в Лесбосе, Солон Афинский, Клеовул из Линда на остр. Родосе и Нершидр коринфский были законодателями и военачальниками или предводителями и повелителями своих родных городов; Хейлон, Эфор в Спарте, был известен столько же своею политической дальнозоркостью, сколько и свойственным ему способом выражаться, получившим от него название Хейлоновского; Фалес милетский и Биас из Приены в Карии выступали советниками царей и народов. Некоторые исключают из этого списка Периандра Коринфского и называют вместо него другого мудреца того же имени или Мисона. Отличительные черты С. мудрецов тесно связаны с характером дорического племени. Платон называет их последователями, любителями и учениками лакедемонской дисциплины и находит сходство между гномической и лаконской речью; четыре из них были несомненно дорического происхождения, пятый — спартанец. Ср. Bohrеn, “De septem sapientibus” (Бонн, 1867); Hiller, в “Rheinischen Museum”, т. 33 (1878); Brunco, “De dictis VII sapientium” (в “Acta seminarii philol.”, Эрланг, (1883).

Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины Парфенос, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т.д.

Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. “Отбор” чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие. Полное их перечисление приводит в своей эпиграмме Антипатр Сидонский (3 в. до н.э.):

“Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все остальное померкло пред ним; вне пределов
Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты”.

Описанию Антипатра следует сочинение Филона Александрийского (оратор 4 в. н.э. или знаменитый механик 3 в. до н.э.) “О семи чудесах”. Вероятно, после строительства Александрийского маяка это чудо инженерной мысли сменяет в списке стены Вавилона (как чудо света его упоминает Плиний Старший в “Естественной истории”). В ряде сочинений вместо висячих садов вновь появлялись стены Вавилона, а маяк на о. Фарос заменялся Александрийской библиотекой; дополняли список также Пергамский алтарь Зевса, дворец Кира в Персеполе, “поющие” статуи Мемнона близ египетских Фив и сами Фивы, храм Зевса в Кизике, статуя Асклепия в Эпидавре, Афина Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе, в римское время — Колизей и Капитолий. Впоследствии список в разных комбинациях дополняли также храм Соломона, Ноев ковчег, Вавилонская башня, храм Софии в Константинополе и т.д.

Первое упоминание о всех Семи чудесах на Руси встречается у Симеона Полоцкого, знакомого с их описанием из какого-то византийского источника. В Европе Нового времени они стали широко известны после выхода книги Фишера фон Эрлаха (1656-1723) “Наброски по истории архитектуры”, содержащей также и первые известные нам реконструкции знаменитых памятников древнего зодчества.

Перенесемся в Древний Египет. Какое чудо там может быть?

Реконструкция комплекса египетских пирамид в Эль-Гизе.

Пирамида Хеопса в Гизе - самая большая из египетских пирамид. Это единственное чудо света, сохранившееся до наших дней. В настоящее время высота пирамиды около 137 метров, на самом же деле её высота была около 147 метров, это связано с разрушением верхнего блока пирамиды. Длина одной стороны 230 метров, площадь основания 52900 м.кв. Пирамида выложена из каменных кубов, масса куба приблизительно 2,5 тонны, самые крупные камни имеют массу до 15 тонн, на постройку пирамиды ушло примерно 2,3 миллиона каменных кубов.

Вывод: пирамида стала первым чудом света благодаря своим размерам, древности и символичности.

Перенесемся в древний Вавилон.

Висячие сады Семирамиды. Реконструкция.

Висячие сады Семирамиды (Вавилона) - прекрасные террасные сады, которые украшали царский дворец Вавилона в VI в. до н.э. Сады представляли собой строение из 4-х ярусов, которые стояли на колоннах. Орошающая система была хитроватой для тех времён, с помощью насосов вода подавалась на верхний ярус, откуда стекала по тонким каналам и поливала по пути все ярусы равномерно.

Вывод: благодаря своей красоте и выдающемуся уровню технических средств, висячие сады были причислены к семи чудесам света.

Теперь вспомним о Древнегреческом боге. Греки любили своих богов и посвящали им произведения искусства.

Реконструкция статуи Зевса Олимпийского.

Храм, в котором находился этот шедевр Фидия, был построен из мрамора, крышу придерживали широкие колоны по 2м. в ширину и по 10м. в высоту. Длина 64м, ширина храма 27м., общая площадь около 1728м. кв. Вход в храм оберегали бронзовые двери, которые были 10м в высоту. Статуя Зевса Олимпийского скульптора Фидия, выполнена из золота и слоновой кости представляла собой Зевса, сидящего на троне. В одной руке Зевс держал статую крылатой богини Ники, а в другой – жезл властителя, скипетр, увенчанный орлом.

Вывод: Зевс представлялся грекам самым суровым богом из всех олимпийских богов. До Фидия изображение громовержца были строги и неприступны. Фидий в статуе отразил образ мудрого старца, отца всех богов, помощника и защитника всех людей. Именно поэтому, а еще, конечно же, благодаря своим выдающимся размерам и техники исполнения, статуя была внесена в список чудес.

Еще поговорим б одном храме. Который был разрушен в 263 г. н.э. и его обломки засосало болото.

Реконструкция храма Артемиды Эфесской.

Храм Артемиды в Эфесе, построенный ок. 450 г. до н.э. из известняка и мрамора, был разграблен готами в 263 г. н.э., а позже его обломки засосало болото. Храм Артемиды имел внушающие размеры длина 109м., ширина 50м и высота колон 20м.Крышу храма придерживали 127 круглых колон, по преданию каждая колонна являлась даром от 127 греческих царей.

Вывод: Храм Артемиды попал в список чудес света благодаря своим размерам, богатству отделки и необычной истории его создания.

Сооружения бывают в виде гробниц. Какой знаменитый мавзолей вы знаете? Мавзолей, где покоится вождь мирового пролетариата, Владимир Ильич Ленин. Но мы говорим о древности.

Реконструкция мавзолея в Галикарнассе.

Галикарнасский мавзолей - грандиозная гробница, построенная правителем Карии Мавсолом. В 1522 г. крестоносцы разобрали его для строительства крепости св. Петра. Благодаря этому знаменитому мавзолею, римляне начали называть все крупные усыпальницы - мавзолеями.

Вывод: гробница была очень необычна для того времени. Греков хоронили в земле, и самоназвание сооружения было новым для их культуры. Гробница соединила в себе черты египетского искусства и древнегреческого. Типичный античный храм – это прямоугольник, а мавзолей был устремлен ввысь, как и древние гробницы востока. Ступенчатая пирамида – тоже день египетской традиции и символ вечности и величия. Греческая архитектура проявила себя в оформлении сооружения ионическими колоннами и скульптурными композициями. Благодаря этому синтезу архитектурных стилей, величественности и грандиозности необычного сооружения мавзолей и стал пятым чудом света.

Монументальность и величие прослеживается не только в архитектурных комплексах но, и в статуях.

Колосс Родосский. Одна из возможных реконструкций.

Колосс Родосский – 30-метровая бронзовая статуя бога солнца Гелиоса украшала порт в городе на Родосе (остров в Эгейском море, вблизи от Турции) и служила маяком. В 220г. до н.э. был разрушен землетрясением и больше не восстанавливался. Для создания такой статуи потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (по современным меркам это  около 13 тонн бронзы и 8 с  лишним тонн железа). Колосс строили при помощи каменной основы, скреплённой железом и отделанного бронзой. Лицо его было обработано золотом. Строители находились на земляных насыпях наложенных вокруг него. На возведении статуи ушло 12 лет.

Вывод: от шестого чуда света осталось название “колосс”. Это греческое слово означало статую вообще, а благодаря статуе Гелиоса получило новое значение – великан. Это была первая статуя такой высоты.

Путь всегда указывает свет, где бы мы, не находились.

Фаросский маяк. Реконструкция.

Фаросский маяк - знаменитый маяк, сигнальный огонь которого с помощью зеркал был виден за 60 км до подхода к торговой гавани Александрии. Своё название маяк получил благодаря своему месторасположению, он был выстроен на небольшом острове Фарос, вблизи берегов Александрии. Второе название этого маяка Александрийский маяк - оно появилась непосредственно от имени самого Александра Великого, ведь это он основал порт в Александрии, который со временем стал крупнейшим портом в Средиземном море.

Вывод: Александрийский маяк стал седьмым чудом света благодаря смелой конструкции башни и наличию первой осветительной системы в истории судоходства.

Итог урока.

Ответить на ???

  1. Какие из чудес света дошли до наших дней?
  2. Почему Вавилонская башня не вошла в список чудес света?
  3. Назовите характерные черты каждого сооружения?
  4. Какое из чудес поразило вас больше остальных и почему?

Домашнее задание: найти и приготовить информацию о новых семи чудесах света.

Современный список семи чудес света:

  1. Статуя Иисуса Христа в Бразилии.
  2. Колизей в Риме, Италия.
  3. Великая Китайская стена.
  4. Мавзолей Тадж-Махал в Индии.
  5. Город Петра в Иордании.
  6. Город Чичен-Ица на полуострове Юкатан.
  7. Город Мачу-Пикчу в Перу.

Заключение учителя.

Произведения искусства всех времен и народов воплощают мировоззрение человека, его духовное устремления и потребности, являются совокупностью вложенного труда художников и всего народа.

??? Так бывают чудеса на свете? Конечно, бывают….

Восхищаясь чудесами прошлого, человек не желал оставаться только зрителем.

Многие правители мечтали увековечить свое имя и создать что-то невероятное. Каждый город хотел прославиться каким-либо необыкновенным зданием. Все храмы и скульптуры, дома и парки, о которых рассказывается, в своё время называли восьмым чудом света.

Каждое из новых чудес по-своему прекрасно и неповторимо. Но человечество не останавливается на достигнутом. Люди по-прежнему пытаются превзойти себя, создавая новые и новые удивительные вещи.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2