Урок логопедии "Мягкий знак в середине слова между согласными"

Разделы: Логопедия


Цели.

  1. Научиться обозначать мягкость согласного при помощи мягкого знака в середине слова между согласными.
  2. Тренироваться в обозначении мягкости согласного при помощи мягкого знака в середине слова между согласными.
  3. Обогащать словарный запас, упражнять в подборе прилагательных,
  4. Тренировать в составлении предложений.
  5. Развивать память.
  6. Развивать зрительное внимание.
  7. Развивать фонематические процессы.
  8. Развивать тактильное восприятие, двигательную активность.

Оборудование: Проектор, экран, карточки с буквами – Д, Е, Н, Ь, музыкальные файлы, тетради, картины с изображением Царства, разных комнат (например: гостиная, парадный холл, мрачная комната), разноцветные лепестки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ты на доску посмотри,
Ничего не пропусти.
Будь внимателен и собран,
Внешний вид твой весь подобран.
И тогда, конечно, в раз,
В тот же миг и тот же час.
Ты за хвост возьмешь удачу
И пятерок воз в придачу!

Игра “Чего не стало?”

- Посмотрите на экран, запомните все картинки, которые видите. Постепенно картинки будут исчезать, ваша задача угадать какой картинки не стало.

2. Тема занятия.

- Ребята, на прошлом занятии мы уже побывали на одной из дорожек Царства мягкого знака и прошли разные испытания (на экране появляется картинка с Царством Мягкого знака, к которому ведут три дорожки). Помните, как называлась дорожка? (Предполагаемый ответ детей – мягкий знак в конце слова).

Сегодня мы с вами узнаем, как называется вторая дорожка, отправимся туда и побываем в разных комнатах Царства Мягкого знака.

Итак… Я попрошу выйти тех ребят, у которых на парте лежат буквы. (Буквы Д – Е – Н - Ь раздаются предварительно). А теперь попробуйте из данных букв составить слово. (Получилось слово день). Какие вы молодцы! Где находится мягкий знак? (Ответ детей – в конце слова). Ребята, только мягкому знаку холодно стоять с краю, он постоянно простужается и часто болеет. Давайте согреем мягкий знак. Как это сделать? Можем ли мы ему помочь?!

(Предположительно дети поставят мягкий знак в серединку, тогда слово не получится. Возникает проблемная ситуация. Как помочь мягкому знаку? Варианты предлагают сами дети.

Нужно добавить буквы и изменить слово так, чтобы мягкий знак оказался в серединке и слово не потеряло свой смысл - деньки).

- Какие молодцы! Теперь мягкий знак в тепле и в кругу друзей!

- Друзья, мы отправляемся с вами путешествовать по второй дорожке Царства Мягкого знака, которая называется “Мягкий знак в середине слова между согласными”.

3. Подбор прилагательных.

- Ребята, мы с вами отправляемся в первую комнату. Посмотрите, какая она? (На экране появляется гостиная комната). (Ответы детей – убранная, светлая, солнечная, уютная, чистая, золотая и т.д.)

4. “Мягкий знак в кругу друзей”.

- Вот и испытания, которые нужно преодолеть. Измените слово так, чтобы мягкий знак оказался в серединке.

Пень - …, окунь - …, огонь - …, зверь -…, куль -…, капель - …, уголь - …

5. Составление предложений.

- Прочитайте слово. Вставьте в середину мягкий знак. Произнесите слово, которое получилось. Устно составьте предложения с каждым словом. (На экране написаны слова, которые нужно изменить. Затем появляются картинки банки и баньки и т.д).

Банка-…, полка-…, уголки-…, галка-…, пенки-…

6. Тренировка в подборе прилагательных.

- Мы с вами выполнили задания первой комнаты и отправляемся дальше. Перед вами другая комната. Опишите, какая она? (На экране появляется парадный холл). (Ответы детей – большая, просторная, парадная, нарядная, праздничная, дорогая, необычная и т.д.). Я предлагаю в этой комнате немного отдохнуть.

7. Физминутка. Развитие тактильного восприятия.

- Я включаю вам музыку, вы отдыхаете, танцуете. Как только музыка останавливается, вы должны построиться друг за другом. На спине последнего я рисую какую-нибудь фигуру, последний рисует на спине у своего соседа и т.д. по цепочке, первый должен ответить, что нарисовали у него на спине. И так повторяется несколько раз.

8. Обогащение словарного запаса. Тренировка в подборе прилагательных.

- А вот следующая комната. Какая она ребята? (На экране изображение мрачной, темной комнаты). (Ответы детей – мрачная, темная, загадочная, заколдованная, страшная и т.д.). Я слышу в ней какие-то звуки. А вы?

9. Развитие фонематического слуха.

Логопед включает звуки, а дети определяют, какой звук они слышат. (Шум листвы, дождя, воды, костра, скрип двери, шелест страниц).

- Молодцы, все узнали! Я предлагаю уйти из этой немного мрачной комнаты.

Вот и следующее задание.

10. Выделение слов с мягким знаком в середине слова между согласными.

- Прочитайте слова. Выпишите только те слова, в которые можно поставить мягкий знак в середину слова между согласными.

Кон…ки, ден…ги, вес…на, ал…бом, нор…ка, фил…мы, бел…ка, пал…то, гор…ка, бел…чата, тап..ки.

(После выполнения данного задания на экране появляется ключ).

- Ребята, сравните выполненное задание с ключом.

11. Стихотворение о мягком знаке.

Мягкий знак – хитер и важен
Мы сейчас о нем расскажем.
Может быть он на конце:
Конь, огонь, капель и уголь.

Может встать он в серединку:
Долька, банька, огоньки.
Будь внимателен, подумай!
Ты на слово посмотри.

Сможешь ты определить,
Где хитрец тот должен быть!

12. Итог урока. “Цветок настроения”

- Ребята, где мы побывали сегодня? (Ответы детей) Как называется вторая дорожка? (Ответы детей).

- Посмотрите, ребята, на волшебный цветок настроения (на доске прикреплен цветок, без лепестков). Какое у вас сейчас настроение? Как вы работали на уроке? Подумайте и выберите лепесток нужного вам цвета и прикрепите на доске. Вы молодцы! Спасибо за урок!