Лексическая тема "Путешествие в сказку"

Разделы: Логопедия


Цель: развивать речевое творчество и выразительность речи.

Задачи.

1. Развитие слогового анализа и синтеза.

2. Развитие антонимии.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Формирование плавного речевого выдоха.

5. Развитие всязной речи.

6. Развитие высших психических функций.

Оборудование: ковер, разноцветные треугольники- "льдинки" со слогами, избушка, печка, картинки, мелко нарезанная фольга(волшебные искры), инструкция для ковра-самолёта.

1. Организационный момент

Логопед: Мне сегодня пришло письмо, а в нем говориться что Алёнушка попала в беду. Давайте ей поможем?

Дети: Да! Поможем!

Л.: А как можно попасть в сказку? Ой, смотрите!!! (На полу лежит пестрый ковер, посыпанный блёстками). Это же ковер-самолёт!!!

Д.: На ковре-самолёте! Мы полетим в сказку на ковре-самолете.

Л.: Смотрите, здесь инструкция к применению есть

Взрослому необходимо сесть по-турецки. В образовавшееся сиденье посадить ребёнка. Пристегнуть ребёнка руками безопасности крест-накрест.

P.S. Волшебные искры помогают при полете на ковре-самолете.

Родители и дети садятся на ковер-самолет выполняя задания по инструкции.

Л.: Все сели?

Д.: И родители.: Да!

Л.: Скажите, зачем мы пристегнулись?

Д.: Мы полетим высоко в небе. Там дует сильный ветер, мы можем упасть.

Л.: Молодцы! Правильно! Закройте все глазки и давайте послушаем как дует ветер.

Родители и дети закрывают глаза, а логопед произносит /ш-ш-ш/.

Л.: Все слышали как дул ветер?

Д. И родители.: да!

Л.: Теперь мы полетим на помощь к Алёнушке.

2. Формирование плавного речевого выдоха

Все плавно качаются из стороны в сторону( как от порывов ветра), произнося звук /Ш-Ш-Ш/.

Л.: /А-А-А/ ! Мы падаем! Волшебные искры заканчиваются!

Дети и родител встают с ковра. По стенам расклеены рахноцветные слоги-льдинки.

Л.: Посмотрите, где же мы оказались?

Д.: Там, где есть снег.

Д.: И там, где есть лед и льдинки.

Л.: А кто тут может жить?

Д.: Может Снегурочка?

Д.: И Дед Мороз?

Д.: Или Снежная Королева?

Л.: Пойдёмте посмотрим кто здесь живет? Может у этого человека есть волшебные искры для нашего ковра-самолёта?

Снежная Королева.: Кто здесь? Ах,это дети! Здравствуйте! Что вам надо в моём царстве?

Л.: У нас закончилось волшебство, когда мы летели на ковре-самолете. Скажите, нет ли у вас немного волшебства?

3. Чтение слогов. Составление слова. Развитие слогового анализа и синтеза

С.К.: Ха-Ха! Да! У меня есть волшебные льдинки! И я отдам вам их, но это льдинки не простые, они заколдованные. Они раскололись и теперь разбросаны по всему сказочному королевству. Из этих льдинок вам надо составить слова. Каждое слово имеет свой цвет.

С.К. выдает первую часть льдинки ребёнку и родителю. Продолжение слова составляет сам ребенок.

Дети составляют слова.: снежинка, снегопад, волшебство, салазки, осколок, сосулька, зеркало.

Л.: Мы составили слова, С.К. Ты обещала дать нам немного волшебных искр.

С.К. дает волшебных искр, дети благодарят С.К.

Л.: Посыпает ковер-самолёт волшебными искрами.

Л.: Садитесь скорее, нам нужно лететь дальше, нужно спасть Алёнушку. Все пристегнулись?

Д.: Да. Мы готовы.

Л.: Закрываем глазки и держимся.

4. Формирование плавного речевого выдоха

Все плавно качаются из стороны в сторону( как от порывов ветра), произнося звук /Ш-Ш-Ш/.

Л.: /А-А-А/ ! Мы падаем! Волшебные искры заканчиваются!

Дети и родител встают с ковра. По стенам расклеены рахноцветные слоги-льдинки.

5. Развитие антонимии

Выходит Золушка.

З.: Здравствуйте, гости дорогие.Меня зовут Золушка.

Л.: Золушка, почему ты плачешь? Почему ты такая грустная?

З.: Злая мачеха уехала на бал, а меня не взяла.

Л.: Но почему ты не можешь поехать на бал?

З.: У меня очень злая мечеха. Сначала мне нужно разгадать загадку, которая называется "всё наоборот"

Л.: Давайте поможем Золушке.

Д.: Да! Поможет!

З.: А я за это вам дам немного волшебства, мне его подарила крестная, она у меня фея.

Л.: Но что же нам надо делать?

З.:Я буду говорить слова, а вы подберете слово, далёкое по значению. Например:

- На улице зимой холодно, а в замке....

Д.: Тепло.

Л.: Сейчас Золушка грязная, но если она умоется, она будет...

Д.: Чистая.

Л.: Золушка добрая, а её сестры...

Д.: Злые.

Л.: Мачеха подлая, а Золушка...

Д.: Честная.

Л.: Сестры у Золушки неряшливые, а Золушка...

Д.: Аккуратная.

З.: У меня все платья старые, а у моих сестиц все платья...

Д.: Новые.

Л.: Дорогая Золушка, мы разгадали загадку твоей мачехи.

З.: Спасибо! Спасибо вам, друзья!Теперь я успею на бал!Вот вам немного волшебных искр.

Л.: И тебе спасибо! Нашему ковру-самолёту очень пригодятся твои волшебные искры.

Дети благодарят Золушку.

З.: На здоровье. Я побежала на бал!

Л.: Давайте скорее сядем на волшебный ковёр, нам надо выручить девочку из беды.Все пристегивайтесь(родители обнимают детей). Держитесь крепче, полетели.

6. Формирование плавного речевого выдоха

Все плавно качаются из стороны в сторону( как от порывов ветра), произнося звук /Ш-Ш-Ш/.

Л.: /А-А-А/ ! Мы падаем! Аварийная остановка.

Дети и родител встают с ковра. Перед детьми избушка, на ней замок.

7. Пальчиковая игра.Развитие мелкой моторики.

Л.: Кажется мы прилетели к избушке бабы яги. Но поглядите, на двери весит замок. Давайте попробуем его открыть. Я знаю волшебные слова. Повторяйте за мной:

На двери весит замок (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сплетены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сплетены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли (расцепить пальцы).

Из избушки выходит Алёнушка.

А.: Спасибо, ребятки, что помогли мне. Мне надо быстрее возвращаться домой- мои родители беспокоятся обо мне. Вы мне поможете?

Д.: Да. Конечно поможем.

А.: Баба яга сказала, что я смогу уйти отсюда только если пройду испытание. Вы мне поможите? Не испугаетесь?

Д.: Нет! Не испугаемся!

8. Развитие связной речи.

Дети, родители и Алёнушка подходят к печке, в ней лежат картинке.

А.: Я слышала как Баба яга говорила про это испытание. Здесь по картинкам надо составить смешной рассказ

Дети и родители садятся за столы и составляют рассказы. Дети составляют, родители записывают.

А.: Спасибо, вы помогли пройти мне испытание.Я хочу отблагодарить вас за помощь- посмотрите что я нашла в печке за картинками (Алёнушка протягивает пакетик с волшебными искрами).

Л.: Спасибо, Алёнушка. Нам очень пригодится твоя находка.

Дети благодарят Алёнушку.

А.: Спасибо за тёплые слова!Родители меня уже заждались. Я пойду к батюшке и матушке.

Л.: Нам пора возвращаться в десккий сад. Седитесь на ковер-самолёт, все пристегивайтесь(родители обнимают детей). Держитесь крепче, полетели.

Итог занятия.

Молодцы, все были внимательными, активными. Интересно было с вами отправиться в это путешествие.