Тема урока: "Сравнение десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит.

М. В. Ломоносов

Цели урока:

Обучающая – продолжить работу с учащимися умений записывать десятичные дроби и отрабатывать умения сравнивать десятичные дроби.

Воспитательная – воспитывать волю и настойчивость для достижения поставленной цели.

Развивающая – развивать навыки самоконтроля.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Оборудование: цветные карточки с записью десятичных и смешанных чисел, персональные карточки с заданиями, проекторная доска.

Структура урока:

  1. Сообщение темы и целей урока (1 минута).
  2. Проверка домашнего задания (2 минуты).
  3. Устные упражнения (8 минут).
  4. Отработка умений сравнивать десятичные дроби (19 минут)
  5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (8 минут)
  6. Постановка домашнего задания (1 минута)
  7. Подведение итогов урока (1 минута).

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Устные упражнения.

А) Какие натуральные числа стоят между данными числами?

1) 18,01 и 20,301 (19 и 20);
2) 7,03 и 8,5 (8);
3) 33,4 и 34,34 (34).

(Рисунок 1)

Б) Между какими соседними натуральными числами располагаются данные числа?

8,4; 16,376; 100,001.

На одном из “крыльев” доски расположены цветные карточки с числами (желательно друг под другом), учащиеся выходят по желанию к доске и записывают ответ в виде двойного неравенства.

(8 < 8,4 < 9; 16 < 16,376 < 17; 100 < 100,001 < 101)

(Рисунок 2)

В) Клоун сравнивал числа. Верно ли он поставил знаки? В чём заключалась его ошибка? Прокомментировать, опираясь на правило сравнения десятичных дробей.

(Рисунок 3)

Г) Найди ошибку! Учащиеся определяют номер неверного неравенства и комментируют ошибку.

1) 21 > 18,75; 2) 7,2 > 7,2005; 3) 8,006 < 9,0001; 4) 4,009 < 3,999 (2; 4).

(Рисунок 4)

4. Отработка умений сравнивать десятичные дроби.

Задание 1 (по вариантам)

Начертить числовой луч, приняв за единичный отрезок 10 клеток тетради. Отметить на числовом луче данные десятичные дроби.

1 – вариант: 0,4; 1,2; 0,9; 1,7 (0,4; 0,9; 1,2; 1,7);

2 – вариант: 0,2; 1,1; 1,5; 0,8 (0,2; 0,8; 1,1; 1,5).

Для проверки на доске учителем заранее заготавливается числовой луч (для каждого варианта) и карточки с данными числами (можно разного цвета для каждого варианта). С помощью магнитов или скотча прикрепить числа на числовом луче.

Задание 2. (по вариантам)

На доске учитель записывает или прикрепляет с помощью магнитов карточки со смешанными числами. Надо записать данные числа десятичными дробями.

1 – вариант: 2; 1; 1; 2; 1.

2 – вариант: 1; 1; 4; 1; 4.

Для самопроверки вызывается по одному человеку на каждый вариант, и ученики записывают соответствующие десятичные дроби. Затем этот же ученик размещает данные числа на лестницу в порядке возрастания (Лестница нарисована на доске на одном из “крыльев” заранее учителем).

Задание 3. Короткий опрос учащихся. Учитель раздаёт карточки с заданиями, в которых надо соединить стрелочками равные дроби.

Вариант – 1

Вариант – 2

0,45

0,3

0,68

0,4

7,085

0,6

19,07

0,5

7

19

801,0025

37,02

380,0078

43,04

37

801

43

380

Для проверки дети обмениваются карточками, а на слайде высвечиваются ответы. Дети проверяют и ставят друг другу оценки. Учитель комментирует, как выставить оценку.

(Рисунок 5)

(Рисунок 6)

Задание 4. № 1183 (б, г, е) по учебнику Виленкина.

Записать десятичную дробь, которая расположена между числами.

б) 0,1 < x < 0,2; в) 2,99 < x < 3; г) 0,12 < x < 0,13;
x = 0,12 x = 0,1302; x = 2,995; x = 0,1234

Задание 5. Учитель физкультуры собирается поставить мальчиков по росту. Записать рост каждого мальчика в метрах (десятичными дробями) и поставить их по росту. Андрей – 1 м 17 см, Витя – 167 см, Никита – 1490 мм, Серёжа – 16 дм 5 см.

Ответ: Андрей – 1,71 м; Серёжа – 1,65 м; Витя – 1,67 м; Никита – 1,49 м.

Задание 6. (Устно) Какие цифры пропущены?

1) 2, ** 1 < 2, 02 (00) или (01).
2) 1, 892 < 1, ** 0765 (90) или (91) и т.д.
3) 2, * 1 > 2,01 (2) или (3) и т.д.

Ученики называют пропущенную цифру, учитель показывает верный ответ.

(Рисунок 7)

Задание 7. № 1184 (д, ж, з).

Сравните числа.

д) 0,605 т < 691,3 кг ж) 3,835 га < 383,7 а з) 7,521 л < 7538 см3
605 кг < 691,3 кг 3,835 га < 3,837 га 7,521 л < 7,538 л

5. Самостоятельная работа.

Вариант – 1

Вариант – 2

1. Вставьте вместо * знак >; <; =
a) 1,2 * 1,19 (>) а) 2,3 * 2,29 (>)
б) 0,026 * 0,0026 (>) б) 0,081 * 0,0081 (>)
в) 0,0049 * 0,039 (<) в) 0,006 * 0,059 (<)
г) 0,0001 * 0,00009 (>) г) 0,002 * 0,0008 (>)
д) 38,8200 * 38,820 (=) д) 45,3600 * 45,36 (=)
2. Найти сбежавшую цифру.
а) 0, * 9991 < 0,1 (0) а) 0, * 0999 < 0,01 (0)
б) 5 *,683 < 50,6 * 1 (0;9) б) 7 *, 583 < 70,5 * 1 (0;9)
в) 1,892 < 1,* 0765 (9) в) 5,871 < 5,* 0328 (9)

6. Постановка домашнего задания.

№1201, №1203, №1207 (Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. математика 5 класс, Мнемозина, 2008 г.)

Дополнительная задача:

Напишите все десятичные дроби, у которых целая часть равна 5, а дробная содержит три десятичных знака, записанных цифрами 6 и 7. Расположите эти дроби в порядке убывания.

Ответ: 5,776; 5,767; 5,766; 5,677; 5,676; 5,667.

7. Подведение итогов урока.