Открытый урок географии на тему "Население и народные промыслы Центральной России". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Работа хороша, если в ней польза и душа.

Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Расширить знания об обычаях, традициях русского народа. Дать знания о народных художественных промыслах населения Центральной России.

Задачи урока: познакомить учащихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, художественной ценностью; воспитать патриотизм; вести профессиональную ориентацию.

Оборудования: народы России, политико-административная карта, карта Центральной России, образцы продукции народных художественных промыслов населения Центральной России.

Ход урока

1. Организационный момент.

Весь класс разделен на творческие группы и дано опережающее задание по обычаям и традициям русского народа Центральной России и задание о различных народных художественных промыслах населения проживающего на этой территории.

Русские являются самым многочисленным народом Центральной России. Они преобладают во всех областях Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского и Северо-Западного районов. Центральная Россия – колыбель русского народа.

(В учебнике племена и характер великороссов) и провести обсуждение.

Национальный характер

Задолго до появления славян в области Верхней Волги и Оки этот край был населен различными финскими племенами. Западную часть его занимало финское племя меря, среднюю — мурома восточную — мордва и черемиса. Финны жили небольшими поселками, разбросанными на огромные расстояния друг от друга, и занимались отчасти земледелием, но главным образом рыболовством и охотой. Некоторые племена, например меря и мурома, исчезли без остатка, слившись с позднейшими русскими насельниками, другие сохранились и сейчас, но уже в значительной степени обрусели и утратили свой первоначальный тип.

Характер великоросса сложился под влиянием окружающей ее природы. Борьба с суровой, скудной природой, необходимость на каждом шагу преодолевать препятствия и затруднения выработали характере великоросса Верхнего Поволжья черты, которых нет у южанина, живущего в более благоприятных условиях. Суровая обстановка жизни сделала его терпеливым в борьбе с лишениями, невзгодами и малотребовательным к благам жизни. В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого, чем великороссы. Но также неблагоприятные условия природы способствовали развитию в его характере и других черт — предприимчивости, сметливости, изворотливости.

Великоросс отличается большой работоспособностью, но у него нет выдержки в труде. Кратковременный чрезмерный труд сменяется у него продолжительным отдыхом и бездельем. И в этой его особенности сказывается влияние природных условий. Малая продолжительность летней рабочей поры приучила его к крайне напряжению сил, выработала привычку работать быстро. Длинная зима, дающая продолжительный досуг, приучила к безделью и отдыху.

Пройдя тяжелую школу в борьбе со своей скудной и суровой природой, великоросс научился ценить сотрудничество, работу сообща. В жизни великорусского народа еще недавно играла видную роль, да и теперь далеко не утратила своего значения так называемая артель — вид рабочего содружества, производящего сообща и распределяющего доходы между всеми участниками. Та же сторона быта отчасти сказалась и в особенностях владений землей. Большинство великорусских крестьян владеет землей не единолично, а сообща, общинно. Земля считается собственностью целой общины и по определенным правилам распределяется между отдельными ее членами. Пользование пашней, правда, не общинное, а личное. Каждый крестьянин обрабатывает сам или с помощью семьи отведенную ему землю. Некоторые угодья — покосы, выгоны, леса

  • состоят в общем пользовании. Сено косят, скот пасут и лесом пользуются сообща, по правилам, установленным общиной.

Физический тип великоросса не отличается однородностью. В местности, где происходило смешение славянских племен между собою и с различными финскими племенами, не могло, конечно, создаться однородного и однообразного типа. В общем великоросс среднего роста, сильного телосложения, статен, широк в плечах; лицо то напоминает финский тип (скуластость, широкий нос), то характерно славянский, с довольно тонкими чертами, прямым носом, голубыми глазами.

1 группа: Обычаи и традиции русских

Русские относятся к славянской группе индоевропейской семьи. Исповедуют православие. Главными религиозными праздниками являются Рождество Христово (7 января), Пасха, Троица. Из языческих праздников до сих пор отмечается Масленица, которая совпадает с “проводами зимы”.

Русские используют письменность кириллицу (ее создатели Кирилл и Мефодий). Традиционной едой на Руси были каши, квашеная капуста, ржаной хлеб, собирали грибы, ягоды. По праздникам пекли пироги, блины.

Одежда русских отличалась по губерниям. Но, как правило, женщины носили рубаху с длинными рукавами, на которую одевали сарафан. На голове – платок. Мужчины носили рубаху почти до колен длиной, и штаны, часто в полоску. На ногах летом носили лапти, которые плели из лыка, а зимой – валенки.

Девушки заплетали одну косу, а замужние женщины – две косы.

Учитель: В селах Центральной России расположенных вблизи от городов зародились народные кустарные промыслы. Условиями их возникновения стали неустойчивые урожаи, свободное время зимой (внесезонье), соседство рынков, ярмарок, где можно было продать изготовленные изделия.

Наиболее активно промыслы развивались в XIX веке.

2 группа: Народные промыслы – хохлома

Один из видов расписной деревянной посуды – “золотая хохлома” изготавливается в г. Семенове Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне основа росписи.

Село Хохлома, где проходили ярмарки, дало название целому промыслу. Ковши, братины, ложки, декоративные блюда привлекают своей яркостью и красочностью.

Вырезанный из липы или березы полуфабрикат покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, вновь покрывают маслом и высушивают. Поверхность натирают алюминиевым порошком, поверх которого выполняют роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку проводят при 100-120° С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок.

Кисть хохломская! Большое спасибо
Сказывай сказку для радости жизни
Ты как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В. Боков

Хохломские чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Чаши отличались друг от друга формой и росписью.

Самое интересное изделие – братина. Был древний обычай – братчина. Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, Собирались в одной избе люди – родственники. Рассаживались за одним столом обсуждали дела. К концу разговора и подавались щи и каша в особой посуде, называемой братиной. Это горшок до 50 см в диаметре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цветок – цветок счастья. Но цвел он только один раз в году в Иванов день. Тот, кто сумел увидеть этот цветок, становился счастливым на всю жизнь.

Ставец – индивидуальная посуда. Состоял он из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывала другую. Ставцы были посудой у монахов. Отсюда пошла поговорка: “Всяк старец имей свой ставец!”

Рисунок на изделиях – ягоды, травка, цветы. Травка писалась черным и красным цветом. Затейливые узоры называются Кудрины. Травки превращаются в крупные, кудри

  • завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной птицы, загораются они на черном или красном фоне.

Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет “солнце”; на черном фоне замечательно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.

3 группа: палех

Палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью, известны не только в России, но и за рубежом. Появилось это искусство в селе Палех Ивановской области в 1924 г. Об искусстве Палеха написала стихи Ольга Маркова:

Палех

Не печалься, древняя земля!
Ты богата сказами да былью...
Русские, иконные края...
Палеха несломленные крылья!
Будто свиток Полешка -река
В полосе вишневого заката
Белый храм возносится куда-то.
Мудрый, как ушедшие века!
Сколько здесь оставлено сердец,
Сколько тут написано шкатулок?!
Да и сам-mo Палех, как ларец,
Первозданен, искренен и хрупок...
Зарастает речка муравой.
На воде — венок живой из лилий...
(То ли день струится золотой,
Толи свет из утонченных линий?...)
Не печалься, древняя земля!
Пчелами гудит лесной малинник...
Русские иконные края
Сохраняют Таинства святыни.

Учитель. Сейчас я вас всех приглашаю в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором еще М. В. Ломоносов сказал: “Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее”.

4 группа Гжель

ГЖЕЛЬ “НАПЕЙСЯ – НЕ ОБЛЕЙСЯ”

Ученик. К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.

Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 Году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. С тех пор это – одна из прибыльных волостей. На протяжении столетия в роду великих московских князей и парей Гжель переходит по наследству. Именно отсюда распространился керамический промысел в Серпуховский, Коломенский и другие уезды Московской губернии.

В XIV-XV вв. возили гжельцы в Москву излишки бытовой, так называемой черной посуды. Это были горшки, кувшины, крынки и другая утварь из серой глины. На московских ярмарках и торгах знакомились гжельские ремесленники с изделиями гончаров из других мест России, а также с заморским товаром.

Дела у них шли хорошо, и вдруг им еще больше повезло. В середине XVII века в тех местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходившие своим качеством глины Западной Европы.

Известны слова М. В. Ломоносова: “Едва ли есть земля самая чистая и без примешания, где на свете... разве между глинами, для фарфора употребляемыми, какова у нас гжельская или еще жесткая, которой нигде не ведал я белизною превосходнее”. Оказалось, эти глины, как нельзя лучше, подходят для аптекарской и “алхимической” посуды, и в 1770 году всю Гжельскую волость приписывают к Аптекарскому приказу, и мастера начинают производить реторты, колбы, ступки, в том числе и.для царской аптеки.

Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство гжельской майолики покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Например, нарядную посуду: кувшины, рукомои, кружки “напейся – не облейся”, блюда, тарелки – украшали орнаментальной и сюжетной росписью. Кроме посуды, из этой глины получались прекрасные игрушки в виде птиц и зверей, фигурки крестьянок, модниц, франтов, а также часы (настенные), шкатулочки и даже помадные банки. Работа требовала большого терпения и искусства: одно неверное движение кисти – и все насмарку. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку – так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.

Плоскую форму гжельские сосуды для напитков переняли у старинных походных фляг. Отверстие в центре круглого тулова такого сосуда предназначено для мешочка со льдом, чтобы напиток оставался прохладным. Цвета для росписи всех этих нарядных изделий в основном желтые, зеленые, коричневые и синие.

Отвлекаясь от создания художественных работ, гжельцы не чурались изготовления и насущно необходимых хозяйственных изделий, например канализационных труб для московских улиц, или выполняли заказы на производство изразцов для печей и каминов.

Учитель. Еще один художественный промысел – финифть – дивная по красоте роспись по эмали. Славится финифтью г. Ростов в Ярославской области. “Финифть” в переводе с греческого означает светлый, блестящий камень. Белоснежные пластинки из сплавов, обожженные при высокой температуре, сияют драгоценной росписью. В технике финифти изготовляли нагрудные иконки, образки, позднее – женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

5 группа финифть

РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ

Учитель. Тихий провинциальный городок Ростов Ярославской области каждый день принимает гостей. Комфортабельные автобусы мягко подъезжают к Кремлю, туристы выходят из автобуса, фотографируются на фоне белокаменных стен... Живописный Кремль на озере Неро, фрески XVII века в его соборах, архитектурные ансамбли Спасо-Яковлевского и Аврамиевского монастырей, знаменитые ростовские звоны.

Белокаменная сказка, златоверхий город князя Гвидона из “Сказки о царе Салтане”. Все это привлекает туристов высокохудожественным мастерством.

А еще славится Ростов финифтью – дивной по красоте росписью по эмали, зародившейся здесь в конце XVIII века.

Финифть (греч.) – светлый, блестящий камень.

Сегодня ростовская финифть – русский народный промысел. К технике эмали сегодня обращаются и художники разных стран мира, создающие станковые декоративные композиции.

Особый восторг у посетителей выставок в музее вызывают нарядные ларцы, чаши, кубки, ювелирные украшения из золота, серебра, покрытые эмалью. Финифть знала еще Древняя Русь, но и сегодня мастера любят этот вид искусства за красочность, цветовую гамму, за то, что изделие с годами не тускнеет, а сохраняет первоначальную свежесть.

Скань (филигрань) – оригинальная ювелирная техника, созданная из гладкой или крученой проволоки разнообразных узоров, которые справедливо называют металлическим кружевом.

Слово “скань” произошло от славянского “скати”, что означает “вить”, “сучить”. Сканью называют тонкую веревочку, скрученную из двух-трех металлических нитей. Скань бывает медной, серебряной или золотой. Технику укладки иногда называют филигранью. Это от латинского слова “филиум” – нить, “гранум” – “зерно”.

Демонстрация ваз, шкатулок и т.д.

Продолжение статьи

Презентация