КВН по теме "Древний Восток". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме “Древний Восток”.

Ход КВН

I. Вступление.

Учитель делит класс на две команды. Учащиеся выбирают капитанов, придумывают название командам.

II. Основная часть.

1 конкурс. Разминка.

Участвуют все. Отвечать не вставая. Назвать исторические термины по этой теме (без объяснения).

Первому участнику даётся эстафетная палочка. Он называет слово и передаёт палочку представителю другой команды и т. д. Время для раздумывания 3 сек. Если не отвечает, передаёт палочку другому.

Ответ: цивилизация, фараон, вельможа, налоги, пехота, колесница, дротики, храм, жрецы, миф, мумия, саркофаг, пирамида, колонна, иероглифы, папирус, свиток, клинопись, законы, колония, колонизированные, Ветхий завет, завет, заповеди, праща, жертвенник, держава, джунгли, каста, брахманы, шудра, буддизм, бамбук, гунны.

2 конкурс. Исторический диктант.

По одному человеку от команды. Работают у доски. Участникам даются карточки. Они должны письменно ответить на вопросы.

Карточка №1

  1. Высокий тростник (папирус).
  2. Опасные каменные преграды, которые встречает река на своём пути (пороги).
  3. Повелитель Египта (фараон).
  4. Первая столица Египта (Мемфис).
  5. Что такое налог (платёж чем-либо господину зависимым населением).
  6. Знатные люди, царские сановники (вельможи).
  7. Люди, которые записывали приказы (писцы).

Карточка №2

  1. Что ели бедные египтяне (рыба, лук, финики, инжир, виноград).
  2. Какие приспособления помогали орошать поля (шадуфы).
  3. Мелкий предмет, защищающий от злых духов (амулет).
  4. Где хранили богатых египтян (в гробнице).
  5. Сплав меди и олова (бронза).
  6. Короткое копьё (дротик).
  7. Жилище богов (храм).

3 конкурс. Историческая перестрелка.

В конкурсе участвуют все. Обсуждение 30 сек. Затем один отвечает.

Вставить пропущенные буквы, объяснить значение слов (слова на карточках).

1 команда

Жр…цы (жрецы – служители богов)
Сарк…фаг (саркофаг – гроб для мумии)
Кол…ния (колония – поселение)
Заве… (завет – договор между Богом и людьми)

2 команда

Зап…веди (заповеди – правила, по которым должны жить люди)
Жертве……ик (жертвенник – место для жертв Богу Яхве)
Д…ржава (держава – большое и сильное государство)
Ш…дра (шудра – слуга)

Найдите ошибки в словах и объясните их правильное написание.

1 команда

нил (Нил – название реки в Египте)
осирис (Осирис – бог)
большой сфинкс (Большой сфинкс – название пирамиды)
ур (Ур – города Двуречья)

2 команда

тутмос (Тутмос – фараон Египта)
евфрат (Евфрат – река Египта)
хеопс (Хеопс – фараон)
яхве (Яхве - Бог)

4 конкурс. Конкурс капитанов.

Каждому капитану даётся карточка, в ней написаны слова. Нужно выбрать и прочитать те слова, которые относятся к истории Древнего Востока.

1 карточка

Фараон
Шадуф
Демос
Пирамиды
Стратег
Иероглифы
Амфора
Посейдон
Демократия
Джунгли

(Фараон, шадуф, пирамиды, иероглифы, джунгли)

2 карточка

Скене
Касты
Илоты
Марафон
Мумия
Афродита
Пехота
Законы
Ареопаг
Праща

(Касты, мумия, пехота, законы, праща)

5 конкурс. Историческая цепочка.

Участвуют все, обсуждают 30 сек. Затем один отвечает. Найти третье лишнее и объяснить, почему оно лишнее.

1 команда

  1. Амон-Ра, Осирис, Тутмос (Тутмос – фараон, остальные боги).
  2. Тигр, Урук, Евфрат (Урук – город, остальные реки).

2 команда

  1. Красное море, Урук, Ур (Красное море – море, остальные города).
  2. Фивы, Библ, Мемфис (Библ – город Финикии, остальные города Египта).

Узнай, о каком боге Древнего Востока эти слова

1 команда

  1. Самым главным богом египтяне считали Солнце. Каждое утро появляется на востоке. Пока длится день, он медленно плывёт по небу в своей великолепной лодке. На голове бога сверкает круглый солнечный диск (Ра, Амон, Амон-Ра).
  2. Бог света вступает в смертный бой с богом тьмы, свирепым змеем. Сражение продолжается всю ночь (Апоп).
  3. Египтяне изображали бога земли в виде человека с головой змеи: ведь змея – самое “земляное” животное (Геб).
  4. Богиню неба представляли огромной коровой; её тёмное тело усеяно звёздами (Нут).

2 команда

  1. Большие тёмные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и чёрными, как сама земля на берегах Нила. Он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб (Осирис).
  2. Там есть свет и тепло, в каналах течёт голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики на пальмах. Но не всякому разрешено жить в том царстве после смерти. Там распоряжается бог, которого изображали с телом человека и чёрной головой шакала (Анубис).
  3. Младший брат Осириса был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка (Сет).
  4. При одном из храмов в Мемфисе содержали большого чёрного быка с белой отметиной на лбу. Вся страна погружалась в печаль, когда этот бог умирал (Апис).

6 конкурс. Исторический кроссворд.

По горизонтали:

  1. Бог земли (Геб).
  2. Вельможа, герой одной из древнеегипетских повестей (Синухет).
  3. Жилища богов (Храмы).
  4. Бог мудрости (Тот).
  5. Вид транспорта, на котором Амон-Ра передвигается по небу (лодка).
  6. Сплав олова и меди (бронза).
  7. Гибкая чёрная кошка – покровительница женщин и их красоты (Бастет).

По вертикали:

Древнегреческий историк, который в своих трудах рассказывал о том, как египтяне строили пирамиды.

7 конкурс. Историческая математика.

  1. Сколько лет назад произошло объединение Египта (3000 +2013=5013 л).
  2. Сколько лет пирамиде Хеопса (2600+2013=4613 л).
  3. Сколько лет назад произошло объединение Китая (221+2013=2234).
  4. Сколько лет прошло со времени походов Тутмоса (1500+2013=3513 л).

8 конкурс. Юные археологи.

Задание. Где что изобрели.

Представьте себе, что вы археологи. Определите, в каких странах были изобретены следующие предметы.

1 команда

Календарь (Египет).
Чай (Китай).
Компас (Китай).

2 команда

Бумага (Китай).
Шахматы (Индия).
Рис (Китай).

III. Заключение.

Подведение итогов.