Урок по окружающему миру в 3-м классе по теме «Зимующие птицы»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • расширить кругозор учащихся, обратить внимание на трудное существование птиц зимой;
  • прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их охране.

Оборудование:

  • рисунки детей о птицах,
  • кормушки, изготовленные руками детей;
  • запись голосов птиц,
  • фотографии птиц,
  • плакаты,
  • раскраски,
  • памятки «Как подкармливать птиц»
  • презентация «Снегирины»,
  • шапочки с изображением птиц

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

У. Ребята, сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром. (Зима)

– Вот сегодня мы поговорим о зиме, о наших пернатых друзьях, которые не испугались зимнего холода и голода, а остались с нами зимовать. (Стук в дверь)

Зима: Здравствуйте, ребята! Услышала я, что будете вы обо мне разговаривать и решила к вам заглянуть. Припасла я для вас загадки о зимних месяцах (загадывает)

Назовите-ка, ребятки месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны ли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет не вода уже, а – лед.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету, что, скажи за месяц это? (Январь)

Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?

– Молодцы! А вы любите зиму? Чем же хороша? (Дети рассказывают).

Зима: Весело вам, ребята зимой. А вот нашим друзьям – птицам живется совсем плохо; холодно и голодно Вы, наверное, знаете, что с наступлением холодов одни птицы улетают, другие остаются зимовать. Такие птицы называются зимующими.
– Вы знаете зимующих птиц?

Дети: Мы не только знаем зимующих птиц. Еще мы можем рассказать стихи и загадать загадки.

(Одни дети загадывают загадки, другие читают стихи)

1. Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: "Тень-тень!"
Угадай-ка, что за птица?
То весёлая... (синица)

В. Гвоздев

Отдохнут пускай игрушки.
Мы морозным зимним днем
С братом сделаем кормушку
И повесим за окном.
Нелегко зимою птицам,
Имв морозы много бед.
Ждем вас, милые синицы,
Прилетайте на обед.
Мы насыплем вам пшеницы
И чего-нибудь еще.
Прилетайте к нам, синицы,
С вами очень хорошо!

2. Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

Дятел живёт в дупле, питается зимой шишками, достаёт личинки из коры деревьев.

С.Козлов

«Дятел»

Что за птица, Что за птица
К нам на первую страницу
Прилетела и сидит;
Острым клювом спозаранку,
Будто делает зарядку,
Наше дерево долбит?
Что ты, птица,
Очумела —
Всё стучишь и не поёшь?
На рассвете
То и дело
Спать ребятам недаёшь?
— И совсем не очумела:
Песни петь — не наше дело,
Вот сижу себе, стучу:
Вам же станет
Очень скучно,
Если вдруг я замолчу.
И умолкла...
Но с утра
Снова сыплется кора,
Снова тот же слышен стук:
«Тук, тук-тук!..
Тук-тук!..
Тук-тук!..»
— Это ты опять, приятель?
— Кто ж ещё? — ответил Дятел.

3. Днем слепая, ночью зряча. Мышей ловит, а не кот. (Сова)

Сова живёт в дупле, ловит мышей даже под снегом.

Б Заходер

«Сова»

Мудрейшая птица на свете – сова.
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит,
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает.

4. Окраской сероватая, повадкой вороватая
Крикунья хрипловатая, известная персона,
Это же … (ворона)

Ворона живёт на деревьях, питается всем, чем попало.

5. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

Сорока живёт на деревьях питается семенами.

6. (Свиристели).

3има: А этих птиц в народе называют красавами. Живут на деревьях, питаются семенами.

7. Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка
Как начнутся холода,
Прямо с Севера сюда. (Снегирь)

8. Вот птичка так птичка.
Не дрозд, ни синичка,
Ни лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клест)

Зима. Ребята, так о каких зимующих птицах вы узнали? Вы все прекрасно понимаете, как трудно перезимовать нашим пернатым друзьям. Вы сейчас послушаете стих А.Я. Акима и ответите на вопрос: С какой просьбой обращается к нам автор?

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

(Отвечают на вопрос заданный перед чтением стихотворения)

Работа с таблицей «Зимующие птицы»

Зима. Посмотрите на таблицу. Здесь вы видите птиц на кормушке, которую смастерили для них люди. Каких птиц узнали?
Я знаю, что вы тоже вместе со своими родными смастерили кормушки для птиц Показывайте. Какие .молодцы!. Кормушки самые разные: из дерева, фанеры, металла и даже из подручных средств. А вы знаете в каких местах надо развешивать кормушки, чем кормить наших друзей? (Ответы детей). Вы много знаете, зто хорошо. Но их, когда будете развешивать кормушки.

ПАМЯТКА

1. Кормушку для птиц можно сделать любую, они бывают разные. Развешивать их надо в местах, спокойных для птиц и доступных для человека, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм.
2. Кормушку можно повесить около дома. В окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
3. Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки, не повреждайте стволы деревьев.
4. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
5. Не бросайте возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
6. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
7. Не кладите в кормушку конфеты, яблоки, апельсины. Этот корм птицы не едят.
8. Помните, что птицы любят крошки хлеба, кусочки несоленого сала, семена подсолнечника и арбуза.

Учитель: Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться – различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод – не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности. Подкармливайте птиц и до весны их доживёт значительно больше.
Богаче будут их леса и парки. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки.
Тем более, что зимой они лучше идут на контакт с человеком. Можно приучить даже брать пищу с рук. Помощь птицам зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.

Конкурс «Сложи пословицу» (пословицы разрезаны)

  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Как сорока хвостом, так болтун языком.
  • Осенью и у воробья пир.
  • И сова своих детей хвалит.
  • Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.
  • Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
  • Птице даны крылья, а человеку – разум.

Учитель. Вы знаете, сколько птиц на земле? Ученые подсчитали. Примерно 100 миллиардов, т.е. по 20 «клювов» на человека. Не так уж и много. А вот пользу приносят огромную.

(Дети рассказывают о пользе птиц)

  • Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
  • Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
  • А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
  • Грач следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.
  • Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
  • Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей.
  • Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.
  • Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие – склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.
  • Многие птицы-санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

Учитель. Птичьи трели делают нас ближе к природе, помогают людям представлять, что они отправляются в те места, где могут услышать это чудесное пение. Это простое удовольствие, которое может испытать каждый.

Конкурс «Узнай птицу по голосу»

Учитель. Птицы – это еще и украшение природы. Без птиц были бы пустынны леса, болота, степи. Не будет птиц – исчезнет та дивная музыка природы, которая доставляет удовольствие. Позтому надо оберегать птиц, помогать им пережить суровое время года. Сейчас мы пойдем в школьный сад и организуем там птичью столовую. (Зима дарит детям раскраски птиц)

Наш зимующий «народ»
Урожай летом спасет

Приложение 1