Обобщающий урок алгебры по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели:

  1. Обобщить изученный материал, проверить степень усвоения темы, закрепить формулы арифметической и геометрической прогрессий в практической работе.
  2. Развивать логическое мышление, память, внимание, самостоятельность.
  3. Ознакомить учащихся с историческим материалом.
  4. Воспитать ответственность, инициативность.

Плакат к уроку: “Прогрессио – движение вперед”.

Действующие лица: учитель – ведущий, учащиеся 9 класса, мудрецы Архимед, Гаусс, Магницкий, царь Шерам, изобретатель Сета, двое слуг.

Ход урока

I. Организационный момент. Ученики рассаживаются по группам: 1, 2 – слабоуспевающие учащиеся, 3, 4 – ударники, 5 – сильные ученики.

II. Мотивация.

(За столом трое мудрецов: Архимед, Гаусс, Магницкий.)

Учитель:

Закончился 20-й век
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звезд и вся земля,
Но математиков зовет
Известный лозунг:
“Прогрессио – движение вперед”!

III. Актуализация знаний.

Сегодня у нас в классе состоится совет мудрецов, за столом сидят три мудреца, узнаёте ли вы их?

Архимед (287 – 212 до н.э.):

Кто формулы суммы нашел?
И верной дорогой к прогрессу пришел?
Математик и физик, я – Архимед.
О жизни моей ходит много легенд.

Гаусс (1777–1855 г.): О! я Гаусс Карл! Нашел моментально сумму всех натуральных чисел от единицы до ста, будучи еще учеником начальной школы.

Магницкий (1669–1739 г.):Господа! Имею честь представиться. Я, Леонтий Филиппович Магницкий, – первый Российский арифметик и геометр, первый учитель в и геометрии, создатель первого учебника “Арифметика”, где такое пожелание:

“И желаем да будет сей труд
Добре пользовать русский весь люд”.

Учитель: Скажите ребята, почему эти ученые вдруг собрались вместе за одним столом? Какой вопрос математики объединил их? Если вы не догадываетесь, то внимательно посмотрите сценку.

(В классе появляется индусский царь с двумя слугами.)

Царь: Я индусский царь Шерам, научился играть в шахматы и восхищен ее остроумием и разнообразием в ней положений. Слуги, позовите изобретателя шахмат Сету. Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал. Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.

Сета: Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.

Царь: Простое пшеничное зерно?

Сета: Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать два зерна, за третью – четыре, за четвертую – восемь, за пятую – шестнадцать и т.д. до 64 клетки.

Царь Шерам рассмеялся: Невелика цена.

Учитель: О, ребята девятого класса, давайте посоветуемся, стоит ли царю смеяться.

(На доске надпись: 1, 2, 4, 8, 16,…. S64 = ? )

Учащиеся решают: b1 = 1, q = 2, n = 64. S64 = 264 – 1

Учитель: Как велико это число, может нам это объяснят мудрецы ?

Архимед: Наимудрейшие! Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыню, и Арктику с Антарктидой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, лет за пять он смог бы рассчитаться.

Гаусс возражает: Математика – это точная наука

(Записывает на доске число 18 446 744 073 709 551 615 и читает: Восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать).

Магницкий: Господа, мои современники сказали бы так: S64 18?5 x1018 . Правда я вам признаюсь, что в моем учебнике “Арифметика”, изданном более 200 лет назад, по которому целых полвека учились дети, много задач по теме “Прогрессии”, но иные из них я сам решал с большим трудом, так как еще не нашел всех формул, связывающих входящие в них величины.

Учитель обращается к учащимся: Ребята, мы изучили все формулы по теме прогрессии. давайте вспомним их.

IV. Проверка знаний.

Гаусс:

Под скрип пера о лист бумаги,
Заполните сие листы!
Да помогут вам наши начинанья!

(Раздаются заготовки листов для проверки знаний теории, ученики заполняют таблицу.) Приложение 1.

Прогрессии

Арифметическая Геометрическая
Определение прогрессии an+1 = an + d bn+1 = bnq, (q 0; q 1)
Формула n-го члена прогрессии an = a1 + d(n – 1) bn = b1qn-1
Формула суммы n первых членов прогрессии
Свойства  

После того как будут собраны заполненные таблицы учитель открывает плакат с формулами.

Учащимися проводится взаимопроверка

Гаусс: Зная эти формулы, можно решить много интересных задач. Если вы, ребята, справитесь с их решением верно, узнаете мое любимое изречение.

Ученики работают в 5 группах по вариантам.

Приложение 2. Для слабых учащихся: Вариант 1 (6 заданий), Вариант 2 (10 заданий), для ударников: вариант 3, 4 по 10 заданий, для сильных учеников: вариант 5(10 заданий).

Вариант 1.

1. Найдите 17-й член арифметической прогрессии, если a1 = 2 , d = 3 (50)

2. Найдите сумму первых 17 – ти членов этой прогрессии.(442)

3. (an) – арифметическая прогрессия, a3 = 11, a5  = 19. Найдите a4. (15)

4. Выпишите первые четыре члена геометрической прогрессии (bn), если

b1 = 6, q =2 ,  Укажите наибольшее из них. (48)

5. Дана геометрическая прогрессия (bn), b1 = -4, q = .  Найдите b3.  (-1)

6. Найдите S3 (– 7)

а ц р а ц и
– 7 50 15 442 – 1 48

Слово: царица

Вариант 2.

1. Выпишите первые шесть членов арифметической прогрессии (an), если: a1 = 7, d = 3. (22)

2. Найдите 15-й член арифметической прогрессии, если a1 = 3, d = 4; (59)

3. Найдите разность арифметической прогрессии: ; -1; (-1.)

4. Найдите сумму первых 15-ти членов арифметической прогрессии если a1 = 3, d = 4; (465)

5. (an) – арифметическая прогрессия, a6 = 21, a8 = 25. Найдите (23)

6. Выпишите первые четыре члена геометрической прогрессии (bn), если b1 = 5, q = 4. (320)

7. Дана геометрическая прогрессия (bn), b1 = -20, q = . Найдите b4. (2,5)

8. Найдите S4 этой прогрессии; (-9)

9. Геометрическая прогрессия (bn), состоит из трех членов: 7, у, . Найдите у; (1)

10. Между числами 2 и 162 вставьте число, которое вместе с данными числами образуют геометрическую прогрессию; (18)

ц а а и к н р у ц а
23 – 9 59 465 18 – 2, 5 – 1 1 22 320

Слова: царица наук.

Вариант 3.

1. Найдите 23 – й член арифметической прогрессии, если a1 = -18, a2  = -15, (48)

2. Найдите сумму первых 23-х членов этой прогрессии; (345)

3. (an) – арифметическая прогрессия, a3 = 11, a5 = 19. Найдите; (15)

4. Найдите S10 этой прогрессии; (210)

5. Дана геометрическая прогрессия (bn), b1 = -32, q = .  Найдите b5; (-2)

6. Найдите S5 этой прогрессии; (-62)

7. Срочный вклад, положенный в банк, ежегодно увеличивается на 20 %. Каким станет вклад через 4 года, если вначале он был равен 900 рублей? (6697, 44)

8. Назовите третье треугольное число; (6)

9. Между числами – 2 и 250 вставьте такие два числа, которые вместе с данными числами образуют геометрическую прогрессию; (10, -50)

а е и к м а т р и ф
-50 -62 15 10 -2 48 6697,44 345 6 210

Слово: арифметика.

Вариант 4.

1. Найдите 20-й член арифметической прогрессии, если a5 = 56, a2 = 53; (– 1)

2. Найдите сумму первых 20 – х членов этой прогрессии; (550)

3. (an) – арифметическая прогрессия, a4 = 47, a6 = 41. Найдите; (44)

4. Найдите S10 этой прогрессии; 425.

5. Дана геометрическая прогрессия (bn), b1 = -32, q = . Найдите b6; (1)

6. Найдите S4 этой прогрессии; (-60)

7. Срочный вклад, положенный в банк, ежегодно увеличивается на 10 %. Каким станет вклад через 4 года, если вначале он был равен 800 рублей? (4883, 68)

8. Назовите третье пятиугольное число; (12)

Между числами 13 и 351 вставьте такие два числа, которые вместе с данными числами образуют геометрическую прогрессию; (39, 117)

а е и к м т а у т а
117 425 12 39 -1 4883,68 550 4754 44 -60

Слово: математика.

Вариант 5.

1. Найдите 21-й член арифметической прогрессии: 5,6; 4,3; …(-20,4)

2. Между числами 5 и 1 вставьте семь таких чисел, чтобы они вместе с данными числами образовали арифметическую прогрессию. Найдите разность этой прогрессии; (– 0,5)

3. Назовите пятое пятиугольное число; (35)

4. Найдите сумму членов арифметической прогрессии с 15-го члена по 30-й включительно, если первый член равен 10, а разность 3; (1192)

5. Дана геометрическая прогрессия (bn), b4 = -2, b7 = 16. Найдите b1; (0,25)

6. Геометрическая прогрессия (xn) состоит из четырех членов: 2; а; с; . Найдите а, с; (1; .)

7. В геометрической прогрессии (xn) q = -, n = 6, Sn = 20 . Найдите x1, xn); (27, )

8. Сумму первых n членов геометрической прогрессии (xn) можно найти по формуле Sn = (5n – 1). Найдите q; (5)

и а е и к м м а т т
5 -0,5 1192 27 – 20,4 0,25 1 35 0,5

Слово: математика.

Гаусс:

Изрядно потрудившись, собрали вы слова.
И поиск их был нами оценен,
Слова же следует теперь соединить
В какую фразу можно их объединить?

Вариант 4 слово: математика.

Вариант 2 слова: царица наук.

Вариант 3 слово: арифметика.

Вариант 1 слово: царица.

Вариант 5 слово: математики.

Математика царица наук, арифметика – царица математики”.

IV. Рефлексия

Учитель:

О, мудрецы времен!
Дружней вас не сыскать.
Совет сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Признание упорство труд
К прогрессу в жизни приведут.

V. Литература.

  1. Л.Ф.Пичурин. За страницами учебника алгебры.
  2. Я.И.Перельман. Занимательная алгебра.
  3. Приложение к 1 сентября. Математика № 26.