Урок русского языка по теме "Имя числительное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания по изученным темам «Глагол» и «Имя числительное»;
  • выявить уровень знаний учащихся в ходе игры-путешествия по природному парку «Донской»;
  • развивать речь,  внимание, память через выполнение  заданий;
  • воспитывать  интерес и уважение к природе родного края.

Тип урока: обобщающий урок.

Методы обучения: опрос, беседа, самостоятельная работа, работа в парах, рассказ, игра-путешествие.

Средства обучения:

  • дидактический материал (карточки, маршрутный лист),
  • ТСО (мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска).

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент

– Здравствуйте, ребята.  Покажите свое настроение при помощи пирамидок со смайликами. Посмотрите друг на друга, подарите всем улыбку.
Сегодня на уроке нас ждет увлекательное путешествие.
Задача нашего урока:  повторить материал, изученный по темам «Глагол» и «Имя числительное», а также познакомиться с обитателями природоохранного парка Волгоградской области.
В Волгоградской области всего 7 природных парков, в один из них мы и отправимся, но прежде давайте соберем с собой в багаж. Как вы думаете, что нам нужно взять в дорогу? (Знания).
– Давайте повторим с вами правила, которые нам помогут во время путешествия.

2. Блиц-опрос

– Как   называется часть речи, обозначающая количество и порядок предметов при счете?
– Как называется часть речи, обозначающая действие предмета?
– Какая часть речи указывает на предмет, признак или  количество, не называя их?
– Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
– Какие наклонения глагола вы знаете?
– Какие морфемы могут входить состав слова?
– Какие разряды прилагательных вы знаете?
– Какие числительные пишутся с мягким знаком  в середине?

– Каждый правильный ответ оцениваете в 1 балл – записываете  в маршрутный лист.
– Какие теоретические вопросы мы повторили? А для чего?
– Молодцы, ребята, теперь можно смело отправляться в путь.

3. Мы прибыли по месту назначения. Давайте разгадаем название парка. Для этого вам нужно вставить в чередующиеся корни букву Е или И.
Условие: если в слове буква Е, прибавляем 5,
если в слове буква И, отнимаем 5.

1. СТ…ЛИТЬ             … 5 =
2. БЛ…СТАТЬ           … 5 =
3. ВЫТ…РАТЬ          … 5 =
4. ЗАЖ…ГАТЬ           … 5 =
5. УП…РЕТЬСЯ         … 5 =
6. ЗАМ…РЕТЬ            … 5 =
7. ВЫД…РАТЬ           … 5 =

– Правильно, ребята, это природный парк « Донской».  Применение каких правил помогло нам узнать название парка?  Знаниями мы вооружились, а теперь попутешествуем по парку (слайд с изображением парка).

4. Природный парк «Донской» создан в 2001 году в Иловлинском районе. Площадь парка около 62 тысяч гектаров. Одна из главных достопримечательностей парка – река Дон.  Природа парка «Донского» поражает своим разнообразием: огромные мелованные горы прорезанные глубокими оврагами-каньонами  заливными лугами,  лесами, озерами, и конечно же с великим Доном с его тихими чистыми водами, рыбными омутами и прозрачными плесами.
– Ребята, прочитайте,  пожалуйста, вслух, правильно произнося числительные:
На  территории природного парка  произрастает около 900 видов растений, свыше 700 видов грибов, обитают свыше 270 видов животных, 54 вида рыб, 333 вида насекомых.
Природный парк служит важным ареалом для многих редких видов растений, животных и рыб, занесенных в Красную книгу России и области. Здесь сохранены, находящиеся под угрозой исчезновения, редкие представители животного мира.

5. Следующая остановка возле красивой бабочки (слайд с изображением бабочки). Ребята, вам она нравится?  Предлагаю ее оживить. Для этого нужно записать  разноспрягаемые глаголы. А почему они так называются?
Ставим баллы в свои маршрутные листы (1 балл за каждый глагол).

– Молодцы, бабочка ожила. А хотите узнать, как она называется? Для этого вам нужно выполнить работу в парах следующим образом:

1 –  записывает прописью числительное;
2 – считает количество букв;
1 – по условию прибавляет или отнимет цифру, записывает конечный результат;
2 – по алфавиту разгадывает букву.

Молодцы, вы правильно выполнили задание. Это бабочка бражник.

6. А теперь отдохнём.  В гости приглашает нас ещё один обитатель парка – дрофа (слайд с изображением дрофы).  От других птиц дрофу нетрудно отличить не только по размерам, но и по мощным неоперённым ногам, хорошо приспособленным для передвижения по земле. Оперенье пёстрое из сочетания рыжего, белого, серого и чёрного цветов. Дрофа предлагает вам отдохнуть (физминутка).

Занимаем свои посадочные места и отправляемся дальше.

7. Нас в гости приглашает обитатель парка – филин (слайд с изображением филина).

Филины являются одним из видов сов. Ведут   оседлый образ жизни. В народе бытует мнение, что это мудрая и умная птица.
И дедушка Филин предлагает решить необычные задачки. Но сначала давайте вспомним особенности склонения количественных числительных.

Задачи:

1.  Я придумал 1246 задач. 296 из них не решил никто: ни папа, ни мама, ни учитель математики, ни я сам.
С каким количеством Васиных задач не смог справиться даже учитель математики? (Ответ записать прописью).

2. Я занимался исследованием раскраски диких животных: изучил 169 тигров и 90 леопардов. У всех животных вместе я насчитал 1690 полос. У какого количества животных мальчик считал полосы?

3. За мной погналось 266 гиппопотамов. Четыре гиппопотама сразу свалились в болото, 1 застрял между деревьями. От остальных я убежал. От какого количества животных мальчик убежал?

– Как вы думаете, дедушка Филин доволен вашими ответами? Сколько баллов он вам поставил?

8. Нас встречает следующий обитатель парка – орёл.
Общая длина 60-72 см. Окраска взрослых степных орлов тёмно-бурая, часто с рыжеватым пятном на затылке. Питается мелкими и средней величины позвоночными, насекомыми. Гнёзда устраивает на деревьях, чаще на акациях, реже на опорах линии электропередач.
Орёл предлагает нам выполнить тестовое задание.

1. Какое слово числительное?

а) три;
б) трехзначный;
в) тройка;
г) утроить

2. В каком слове нет двойных согласных?

а) один?дцать;
б) две?надцать;
в) стекля?ный;
г) мас?а

3. В каком слове два мягких знака?

а) восем..дцат..;
б) пят..юдесят..ю;
в) пят..десят..;
г) об..являт..

4. Найти ошибку:

а) семеро котят; 
б) с девяноста рублями;
в) к трехстам  шестидесяти пяти;
г) выдать ста ученикам.

5. Найдите ошибки в морфологическом разборе:

а) пять  тонн – числ. простое, колич., челое.
б) на  три пятых  тонны – числ., простое, колич., целое, И.п.
в) во  второй  день – числ., простое, поряд., В.п. , ед. ч, м.р.

– Выполним взаимопроверку. Обменяйтесь маршрутными листами.  Проверьте и поставьте один балл за каждый верный ответ. Если затрудняетесь, сверьтесь с доской (слайд с ключом).
– Какую работу мы сейчас выполнили? А что надо знать для того, чтобы правильно выполнить задание?

– Вот и подошло к концу наше путешествие. Посчитайте баллы в ваших маршрутных листах.  Переведите их в оценки.

20-23 – «5»
15-19 – «4»
9-14 – «3»
0-8 – «2»

9. Вам понравился урок?  Покажите смайликами своё настроение.
Справились мы с задачами,  которые ставили в начале урока?

10. Домашнее задание: найти и подготовить сообщение о животных, обитающих на территории парка «Донской».
– Спасибо за урок!

Приложение 1