Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак (ья, ье, ьё, ью). Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Программа: «Перспективная начальная школа».

Место и роль урока в изучаемой теме: введение  новых знаний.

Цель урока: сформировать в памяти учащихся чётко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменной буквы «ь», через рассмотрение роли разделительного ь в слове.

Задачи:

  • Образовательные:  учить писать слова с разделительным мягким знаком;  продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух,  соотносить их со схемами и моделями.
  • Развивающие: развивать речь, память, внимание, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности.
  • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Дидактические средства:

  • Для учителя: компьютер,  наглядность: ребусы (угольки, зверь).
  • Для обучающегося: касса букв, схемы предложений,  тетрадь по письму №3.

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма
работы

Формируемые УУД

Организационный  момент Мотивация (самоопределение) к учебной
деятельности
Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке, Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь.
Обучающиеся отвечают согласием и садятся за парты. Фронтальная. Регулятивные: волевая саморегуляция.
Сообщение темы урока Отгадывание ребуса: угольки, зверь. Проанализируйте слова-отгадки.
Чем  они похожи?

Сегодня на уроке будем учиться писать слова с разделительным ь.

В данных словах есть буква мягкий знак – показатель мягкости предыдущего согласного. Фронтальная. Регулятивные: учатся работать по плану, предложенному учителем.
Постановка проблемы.
Выявление места и причины затруднения.
Повторяют роль разделительного мягкого знака в слове.

Знакомство со сказкой «О Мягком знаке и его родном брате».

Игра «Построй новые слова»
Семя – семья
Коля – колья

В русском языке есть много различных правил, но есть правила, которые необходимо запомнить.
Сегодня на уроке мы отправимся в сказку. Какими словами чаще всего начинаются сказки?
Сколько слогов в слове «жили»?
Какой первый слог?
Какой второй слог?

После, каких звуков пишется и?

Но «ж» – твёрдый звук, почему «и»?

Написание «жи», которое пришло к нам из сказки, живёт теперь во всех других словах.

Чтение сказки (мет. С.143)
Прочитайте слова на доске? (семя, Коля)
Что обозначают эти слова?
С помощью «ь» знака «постройте» новые слова.
Объясните, что обозначают новые слова?
Составьте звукобуквенные схемы этих слов.

 

 

«Жили-были...»

Два слога
«Жи»
«Ли»

После мягких согласных.
Высказывают свои мысли.

 

 

 

 

Высказывают свои мысли.

Семья, колья
Разделительный мягкий знак

Фронтальная Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
Формирование зрительного образа буквы «ь» в памяти  учащихся. Сравнение печатной и письменной буквы «ь» Демонстрирует таблицу двух форм буквы «ь» Высказывают свои мысли. Фронтальная Регулятивные:
проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.
Познавательные:
умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся. Работа в прописях с.20
Письмо строчной буквы «ь»
Рассмотрите букву, которую мы будем сегодня красиво и аккуратно писать. Письмо письменной буквы «ь» по алгоритму.
Упражнения в письме соединений букв: нижнего – ья, среднеплавкого – ьё, ье.
Индивидуальная Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
Регулятивные: оценка, контроль, коррекция,

проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

  Физкультминутка Мои весёлые пальчики.
Мои пальчики расскажут,
Всё умеют, всё покажут.
Пять их на моей руке.
Всё делать могут.
Всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Бельё стирают,
Пол  подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают
Мои пальцы на руке.
  Фронтальная  
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в прописи. с.20 Рассмотрите иллюстрацию.
Кто здесь нарисован?
Как назвать их одним словом?
Рассмотрите звукобуквенную схему слова  «семья»
Сколько звуков в слове?
Почему звуков больше, чем букв?
Составьте предложения со словом – семья.
Прочитайте слова  семь, семя, семья. Чем похожи слова?
Проанализируйте виды соединений букв и выполните письмо слов по образцу.
Прочитайте предложения. Найдите в них слова с разделительным мягким знаком.
Составьте схему этих предложений.
Какие правила мы знаем при написании предложения?
Папа, мама, дочь, сын.
семья

Ответы детей

 

Колья, бельё

 

 

Заглавная буква в начале предложении; точка в конце предложения.

Фронтальная Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
  Физкультминутка        
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Выполнение логических заданий с буквами. Какие буквы написал Вопрос-вопросыч?
Проанализируйте группу букв. Чем они похожи?
Выделите в них общий элемент.
Впишите общий элемент в рамку.
В каких буквах общий элемент имеет переменное  свойство?
Переконструируйте строчную букву «я» в строчную букву «й» – в строчную букву «а» – в строчную букву «у» – в строчную букву «ы».
Работа в прописи
Полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.

 

В буквах «й», «и», «м» содержится по два общих элемента.

  Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
Включение в систему знаний и повторение   Какие правила мы повторяли сегодня на уроке?

Какие качества нам пригодились?

Знания, взаимовыручка, смекалка, настойчивость и т.д.   Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.   На доске вывешена серединка цветка, ученики должны прикрепить лепестки цветка. Синего цвета – не понравилось, были трудности. Оранжевого – было интересно, все усвоили. На доске учащиеся  составляют цветок Фронтальная Регулятивные: контроль и оценка процессов и результатов деятельности,

Литература:

  1. Программа по учебным предметам.1-4 кл.: 1ч./Сост. Р.Г. Чуракова – М., Академкнига/Учебник, 2012.
  2. Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Методическое пособие с электронным приложением/Авт.-сост.: Г.С.Кащаева и др., под ред. С.А.Кравцовой. – М.: Планета, 2013. – 136с.
  3. Азбука. Обучение грамоте и письму. Поурочно-тематические разработки: Методическое пособие/ Н.М.Лаврова – М.: Академкнига / Учебник, 2010. – 272с.