Конспект урока музыки по теме "Авторская песня – прошлое и настоящее". 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Гипотеза:Авторская песня имеет удивительную силу воздействия на человека.

Основные направления анализа.

1. Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня – это то - чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов. И несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов.
2. Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными.
3. Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
4. Авторские песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище.

Дальнейшее направление работы: Оценить вклад в развитие отечественной культуры авторами-исполнителями авторской песни.

Цель урока:

  • Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках музыки в 6 – м классе по программе «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина «Мир вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.
  • Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки.
  • Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.

Задачи урока:

  • Познакомить и учащихся с выдающимися представителями авторской песни: Б.Окуджава, Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким, О.Митяев.
  • Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.
  • Определит грани воздействия авторской песни на человека .
  • Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.
  • Сформировать представление и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство.
  • Побудить детей к выразительному исполнению песен, путём осмысления музыкальной и литературной речи в авторских песнях.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация, музыкальный центр, доска, фотографии композиторов, авторских песен, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», записи авторских песен на СД дисках, лента урока.

ХОД УРОКА

I. Введение в тему

(Звучит песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов»)

Учитель:

Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». На прошлых уроках мы говорили о воздействие музыки на человека. Помните, как вы печалились во время звучания песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», и, как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни. Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, мы говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу.
– Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека.
– Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока? (Ответы детей)
– Урок открыла знаменитая песня «Гаудеамус», которая получила широкую популярность, прославляющая академию и преподавателей-профессоров, и уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном, а написал её Давид Федорович Тухманов.
– Ребята как называют такие песни? (Авторскими).
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (Об авторских песнях).
– Правильно тема нашего урока «Авторская песня – прошлое и настоящее», (Приложение 3)
– Какую же цель мы с вами поставим на сегодняшний урок? (Ответы детей)

Цель урока «Познакомиться с жанром авторской песни» (Приложение 3)

1 этап урока «Общее понятие авторской песни» (задача – раскрыть понятие «Авторская песня»)

Учитель:
– Ребята, что вы понимаете под авторской песней? (Ответы детей)
– Откройте учебники (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка» 6 кл.) на стр.82,найдите и прочитайте определение «Авторская песня» в слух. (Приложение 3)
– Ребята, что такое чудо в вашем понимании? (Ответы детей)
Да, это явление, которое очень трудно объяснить. Вы часто встречаетесь с чудесами? (Ответы детей)
– Почему мы сегодня говорим об этом? Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня – это то чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов. И несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. Я приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим.
– Ребята давайте вспомним задачу нашего первого этапа. (Раскрыть понятие «Авторская песня»)
– Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах самооценки.

II. Основная часть

2 этап урока «История развития авторской песни» (задача – изучить этапы развития авторской песни)

Учитель:

– Русь славилась авторами-исполнителями еще с давних времен, по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Таких людей называли БАЯНЫ (Приложение 3)
– На ваших партах находится печатный материал, в тексте которого я предлагаю вам по парам найти и прочитать определение кто такие баяны. (Ответы детей), (Приложение 1)
– Баяны – так звали на Руси этих певцов, они несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. (Звучит ария из оперы «Садко»)
– В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ВАГАНТЫ (шутники) (Приложение 3)
– Ребята вспомните, на каком предмете вы изучали вагантов? (Ответы детей)
– Правильно по предмету «История средних веков», это доказывает, что предмет музыки тесно связан с другими школьными предметами.
– Я вам предлагаю в печатном материале по парам найти, вспомнить и прочесть кто такие ваганты. (Ответы детей) (Приложение 1)
– Песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов», которая и открыла наш с вами урок, рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра.
– В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ (Приложение 3)
– Я вам предлагаю в печатном материале по парам найти и прочесть кто такие барды.
(Ответы детей) (Приложение 1)
– Барды являются и авторами и исполнителями своих песен.
– В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр – АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ, (Приложение 3)
Я вам предлагаю в печатном материале по парам найти, и прочесть про авторскую песню. (Ответы детей) (Приложение 1)
– Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными. Разумеется, попадали эти песни и в города и поселки , где в то время только начиналось развитие бардовского движения. Начало организации бардовского движения в Сибири было положено в 1967 году, с тех пор в Сибирь стали приезжать известные барды страны и появились свои сибирские барды.
– Знаете ли вы кого то из сибирских бардов?
– Ребята давайте вспомним задачу нашего первого этапа. (Изучить этапы развития авторской песни)
– Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах самооценки

3 этап урока «Выдающиеся представители авторской песни» (задача – познакомиться с выдающимися представителями авторской песни).

– Кто же авторы-исполнители этих песен(Ответы детей) (Приложение 1)
– Сейчас их имена знают все: Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Розенбаум, Владимир Высотский, Андрей Макаревич, Александр Галич, Александр Городницкий, Олег Митяев, Дольский, Михаил Светлов и т.д.
– Какова тематика авторских песен? (Война, любовь, дружба, природа, юмор и т.д.)

Физминутка

– Ребята я вам предлагаю сыграть в викторину, которая называется «Угадай барда». Делимся рядам на команды, сейчас прозвучит фрагмент из песни «Мы за ценой не постоим», а вы должны отгадать автора этой песни, на ваших партах лежит текст песни, подпевайте вместе с исполнителем.

Звучит отрывок из песни «Мы за ценой не постоим». (Ответы детей – Булат Окуджава) (Приложение 3)

– Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава. На странице 86 учебника вы сможете ознакомиться с биографией Булата Окуджавы, а пока нам про него расскажет один из учеников.

Сообщение ученика (Приложение 2)

Звучит отрывок из песни «Фатальные даты». (Ответы детей – Владимир Высоцкий) (Приложение 3)

– В 2008 году на телеканале «Россия» шёл проект «Имя Россия», единственный певец долгое время имел высокий рейтинг – это Высоцкий именно он претендовал на звание «Имя России».
– Сообщение про Владимира Высоцкого нам подготовил один из учеников. (Приложение 2)
– Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
– Ребята давайте вспомним задачу нашего первого этапа. (Познакомиться с выдающимися представителями авторской песни).
– Оцените себя, на этом этапе в индивидуальных листах самооценки.

III. Итог урока

– Ребята, повторите, пожалуйста, о чём мы сегодня с вами говорили? (Об авторской песни, о известных бардах и т.д.)
– В чём же ценность авторской песни? (Ответы детей)
– Несомненно, в доступности исполнения любым человеком. Авторская песня оказывает огромное воздействие на слушателя, она обогащает духовный мир человека, оказывает влияние на его отношение к миру, к людям, на его жизненное поведение. И мы с вами учимся понимать музыку, дающую пищу уму и сердцу.
– Для чего нужны авторские песни и нужны ли они? (Ответы детей)
– Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище.
– Ребята давайте вспомним цель нашего урока! (Познакомиться с жанром авторской песни)
– Как вы считаете, мы достигли её сегодня?
– Теперь посмотрите в свой лист самооценки и ответьте и проанализируйте: что я сегодня узнал нового? Что у меня хорошо получилось? А над чем нужно поработать? Понравился ли вам урок?

(Обсуждение детей и учителя)

– Мне очень понравился наш сегодняшний урок! Вы были активны, искренне и заинтересованы.
– Заинтересовались ли вы авторской песней? Надеюсь, что вы продолжите изучение этой темы самостоятельно.

Домашнее задание

– А в заключение урока, я хочу познакомить вас еще с одной авторской песней. Ее знают, мне кажется, все. Я предлагаю закончить урок замечательной авторской песней «Как здорово», написанную Олегом Митяевым, известным в нашей стране бардом, давайте споём все вместе.
– Урок закончен, спасибо вам за искренность, до свидания!

Список использованной литературы:

1. Антология авторской песни. Составитель Дмитрий Сухарев. — Екатеринбург: У– Фактория, 2002.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www.terle.ru/article/toccata/bard/razvitie.htm
2. http://music.privet.ru/tags/?tag_id=1493976
3. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина

Список дисков используемых для проведения урока:

1. Караоке 2004 Авторская песня.
2. Лучшие барды XXвека.
3. Владимир Высоцкий. Полное мультимедийное собрание. 60-е годы.
4. Энциклопедия музыки.