Урок-игра по теме "Металлы" – "Путешествие на Остров сокровищ". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Задачи:

  • закрепить знания обучающихся о свойствах металлов, об основных областях их применения;
  • развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, литературы, истории;
  • содействовать формированию представлений о познаваемости мира.

Класс делится на команды. Каждая команда выбирает название. За каждое выполненное задание или правильный ответ на вопрос команда получает жетон.

– Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и я вас приглашаю совершить вместе со мной путешествие в удивительный мир металлов. Прошу вас ознакомиться с маршрутом:

Прежде, чем мы отправимся в плавание, необходимо узнать название нашего корабля. В этом нам поможет решение кроссворда.

  1. Жидкий металл.
  2. Латунь – это сплав железа и ...
  3. Самый легкий металл.
  4. Продукт горения железа.
  5. “Металл хирургов”.
  6. В честь какого острова медь получила свое название?
  7. Соединение металла с кислородом.

– Итак, мы с вами находимся на корабле “Титаник”. Путешествие начинается! По Реке Вопросов мы войдем в Море Загадок.

Река вопросов: конкурс “Заморочки из бочки” (можно использовать бочонки из игры “Лото”; участники команд по очереди вынимают номера вопросов из мешка):

1. В каких пищевых продуктах содержится много железа? (Яблоки, гречиха, соя, какао.)
2. Как называется сплав меди с оловом? (Бронза.)
3. Какой металл используют для защиты от рентгеновских лучей? (Свинец.)
4. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово.)
5. Какой металл самый тяжёлый? (Осмий.)
6. Без какого элемента-металла невозможна фотография? (Серебро.)
7. В какой водке растворяются благородные металлы? (В “царской”.)
8. Что такое “царская водка”? (Смесь концентрированных соляной и азотной кислот в соотношении 4:1 по объёму.)
9. Что показывает проба на ювелирных изделиях в виде клейма? (% содержания драгоценного металла.)
10. Какой металл может болеть “чумой”? (Олово.)
11. Название какого элемента переводится с латинского языка как “зола растений”? (Калий.)
12. Почему “святая” вода не портится? (Серебро оказывает бактерицидное действие.)
13. Что такое белое золото? (Сплав золота, серебра и платины.)
14. Какой вид связи характерен для металлов? (Металлическая.)
15. Какие металлы, кроме железа, обладают магнитными свойствами? (Кобальт, никель.)
16. Как называется однородная система, состоящая из нескольких металлов? (Сплав.)
17. Какой металл самый твердый? (Хром.)
18. Название какого металла переводится с латинского как “утренняя заря”? (Золото.)
19. Какой металл самый распространенный на Земле? (Алюминий.)
20. Какую воду можно назвать “жидкой рудой”? (Морскую.)

– Ну, вот мы и вышли к морю. Далее наш путь к Острову сокровищ через загадки.

Море загадок: конкурс “Ромашка” (загадки написаны на нижней стороне лепестков цветка):

Я всем знакомый элемент,
Меня вы помните, я знаю.
Даю я очень яркий свет,
Когда на воздухе сгораю.
(Магний.)

Я металл серебристый и легкий.
Я зовусь самолетный металл
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
(Алюминий.)

Известен людям с древних лет
Я как важнейший элемент.
Я ток отлично провожу,
Мои нужны везде вам сплавы.
И людям много лет служу
Как все известные металлы.
(Медь.)

Я первым себе примененье нашел,
И злом, и войной к человеку пришёл.
Я солнцу подобен и ярче огня,
В монеты и слитки он отлил меня.
(Золото.)

– Преодолев все морские препятствия, мы входим в Бухту народной мудрости.

Переведите с химического языка следудующие выражения:

  • Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит.)
  • Белый, как карбонат кальция. (Белый как мел.)
  • Феррумный характер. (Железный характер.)
  • Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото.)
  • За купрумный грош удавился. (За медный грош удавился.)

– А сейчас мы проведем аукцион пословиц и поговорок. (Учащиеся называют пословицы и поговорки, в которых встрачаются названия металлов.)
– Молодцы! Мы успешно причалили к берегу. И далее наш путь лежит сквозь тернии в пещеру доктора Магнуса.

Доклады учащихся о благородных металлах.

1-й ученик: Очень долгое время, почти до конца XVIII в., считалось, что существует всего 7 металлов: золото, серебро, ртуть, медь, железо, олово, свинец. Золото и серебро, не изменяющиеся при действии воздуха, влаги и температуры, получили название совершенных, благородных металлов. Другие же металлы под действием этих факторов разрушались или теряли свои свойства, были названы несовершенными или неблагородными металлами.

На рубеже XVIII и XIX вв. к благородным металлам прибавились платина и четыре ее спутника: родий, палладий, осмий и иридий. В 1844 году открыт пятый спутник платины – рутений.

2-й ученик: История благородных металлов – одна из самых интересных глав истории материальной культуры. Золото было первым металлом, который человечество начало использовать для изготовления украшений, предметов домашнего обихода и религиозного культа. И в древности, и в средние века основными областями применения золота и серебра были ювелирное дело и изготовление монет. Интересно, что в Древнем Египте серебро ценилось дороже золота. В те времена процветала чеканка фальшивых монет. Недобросовестные люди, как ремесленники, так и лица, стоявшие у власти, не гнушались сплавлением драгоценных металлов с более дешевыми – золота с серебром или медью, серебра с медью. Хорошо известен рассказ древнегреческого писателя Плутарха о том, как сиракузский царь Гиерон II поручил Архимеду узнать,нет ли примеси серебра в золотой короне, изготовленной по заказу царя. Учёный, пользуясь открытым им законом, взвесил корону сначала на воздухе, а затем в воде, и вычислил ее плотность. Она оказалась меньше, чем у чистого золота. Так был разоблачён корыстный ювелир.

3-й ученик: В природе благородные металлы встречаются почти всегда в самородном состоянии. Месторождения серебра имеются в Средней Азии, Сибири, на Дальнем Востоке, в Канаде, США, Мексике, Австралии. Богатые месторождения золота были найдены в Мексике, Перу и Чили, в Бразилии (XVI в.).

Первую в России золотую россыпь обнаружил весной 1724 г. крестьянин Ерофей Марков в районе Екатеринбурга.

Самородная платина была известна в Древнем Египте, Эфиопии, Древней Греции и Южной Америке. В XVIII в. испанские колонизаторы обнаружили в золотых россыпях в Колумбии самородки тяжелого тускло-белого металла, который не удавалось расплавить. Его назвали платиной. В 1744 году испанский путешественник Антонио де Ульоа привез образцы платины в Лондон. Ученые заинтересовались новым металлом. В 1789 году А. Лавуазье включил платину в список простых веществ. Но вскоре оказалось, что самородная платина содержит другие, еще неизвестные металлы. В XIX веке были открыты спутники платины: родий, палладий, осмий, иридий и рутений.

– А, вот и пещера. Представьте себе, что мы перенеслись на несколько веков назад и сейчас находимся в .. .XIII веке. Именно тогда алхимия процветала. Перед нами скромная обитель знаменитого доктора алхимии, потомка великого Альберта Магнуса, где он со своими учениками занимается чудесными превращениями.

Сценка.

Д.М. (ученику): Возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильней, и он превратится в красного льва...

Гости: Здравствуйте, доктор!

Д.М.: Здравствуйте, гости дорогие! Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют Вас и ваших друзей?

Гости: Нас интересует, что это за палочка у Вас в руках?

Д.М.: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превращать воду в вино и творить множество других чудес.(Пауза). Я вижу, вы мне не верите? Сын мой, дай мне стакан воды (своему ученику). Смотрите!

Вода в стакане становится розовой как вино (фенолфталеин в щелочной среде).

Гости: Да, действительно, даже вином пахнет.

Д.М. (отбирая стакан): Но, для Вас я приготовлю с подходящий напиток – молоко. Очень полезный продукт для здоровья.

А теперь можно опять превратить “молоко” в воду, да ещё газированную! Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой. Ученику: Ну-ка, покажи, как это делается.

Гости: Спасибо Вам большое, дорогой доктор алхимии, за показанные чудеса. Но нам бы хотелось увидеть, как с помощью волшебной палочки вы сможете добыть огонь.

Д.М.: Что ж, нет ничего проще. Принеси-ка мне что-нибудь зажечь (ученику).

Палочкой зажигает спиртовку (предварительно дотронуться палочкой до КМnO4 + H2SO4 конц.).

Гости: Вот это да! Вот это настоящее чудо! Но нас больше всего интересует, действительно ли алхимики могут делать золото. Мы читали об этом, но очень сомневаемся, что такое возможно.

Д.М.: И, тем не менее, друзья, это возможно. Вы видите перед собой человека, который всю свою жизнь посвятил тайне приготовления золота. Я, доктор алхимии, Магнус, потомок великого Альберта Магнуса. Я умею делать золото.

Гости: Покажите нам, пожалуйста, так хочется посмотреть. Мы никому не расскажем.

Д.М.: Это совершенно невозможно, мои друзья. Тайна этого столь велика, что это я могу сказать только моему ученику, и то перед самой моей смертью. Правда, я могу показать вам само золото, не открывая секрета его приготовления. Принеси, мой друг, сюда сосуд с полученным мною золотом.

Если учащиеся смогут объяснить увиденные явления и написать уравнения реакций, то они получают дополнительные жетоны.

Гости: Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить Вас за всё интересное, что мы увидели и услышали здесь. А нам пора возвращаться…

Подведение итогов.

– На этом наше путешествие в удивительный мир металлов закончено. Все участники команды, набравшей наибольшее количество жетонов, за работу на уроке получают оценку “5”. Участники команды, оказавшейся на втором месте, – оценку “4”.

Благодарю всех за игру.