Урок литературы по теме "Нет уз святее товарищества…" (Истоки героизма и предательства)

Разделы: Литература


Задачи урока:

  • придать занятию проблемно-творческий характер;
  • в процессе беседы проанализировать  характеры героев, осмыслить трагический конфликт произведения,
  • способствовать формированию активной жизненной позиции, умения отстаивать собственную точку зрения.
  • развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;

Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный момент, включающий:

Постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:

– настрой учащихся на познавательную деятельность, подготовка  к активному и сознательному анализу проблематики и характеров произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока:

ввести учащихся в атмосферу произведения;
– формировать у учащихся исследовательские, логические и аналитические способности;
– актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать.

Описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока:

– полная готовность класса, оборудования и рабочих мест учащихся, быстрое включение в деловой ритм;
– реально-коммуникативный расспрос.

Приветствие учителя.

Вводное слово  учителя: Мы с вами прочитали очень интересное произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». А чем оно интересно?
– Почему оно остается актуальным до сих пор?
– О чем оно?
– «Тарас Бульба» стал одним из классических произведений русской литературы. В повести показаны события освободительного движения на Украине 15-17 веков.
В повести Гоголь рисует яркие, сильные, героические характеры.

2. Сообщение темы урока и постановка проблемного вопроса

Цели:

  • Осмысление героико-патриотического пафоса произведения, выработка навыков определения характеров персонажей, их развития в ходе повести.
  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, интернет-ресурсы).

Данный этап предполагает:

Постановку конкретной учебной цели перед учащимися:

– осмыслить героико-патриотический пафос произведения;
– вспомнить схему анализа образов персонажей, проследить их развитие в ходе повести;
– использовать для решения  познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, интернет-ресурсы).

Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

– погрузить учащихся в атмосферу повести, историческую эпоху, эмоционально настроить на  дискуссию.

– Наш урок я назвала «Нет уз святее товарищества». (Истоки героизма и предательства). Давайте  прочитаем эпиграф к уроку:

«Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего». Н.В. Гоголь

– Как вы думаете, о чем мы с вами будем размышлять на уроке?
– Дома по группам вы должны были поработать с «Толковым  словарем» и найти что обозначают слова: товарищество, героизм, предательство. (Учащиеся зачитывают ответы).

3. Работа с таблицей

Определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока:

– определить характеры персонажей, их развитие в ходе повести;
– в ходе работы с таблицей высказать собственные точки зрения на поставленную проблему произведения, поступки героев;
– аргументировать своё видение проблемы, уметь работать с текстом произведения.

Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока:

– развивать умения  учащихся самостоятельно анализировать произведение, оценивать его идейные и художественные достоинства;
– развивать у учащихся воображение, мышление, речь, культуру, нравственные и эстетические чувства, умение говорить, строить логические высказывания.

Описание методов обучения:

–  исследовательский, частично-поисковый, метод творческого чтения.
Данные методы способствуют развитию умений учащихся самостоятельно анализировать произведение, оценивать его идейные и художественные достоинства. Это достигается путём постановки проблемного вопроса и исследовательских заданий на данном этапе.
На данном этапе реализуется групповая форма работы.

Описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе заполнения таблицы и беседы:

– выдвижение учителем проблемы для всего класса;
– построение логически четкой системы вопросов;
– система заданий по тексту художественного произведения;
– беседа;
– комментирование ответов.

Описание критериев достижения цели данного этапа урока:

– дружественный тон общения во время беседы;
– сохранение за учеником права на ошибку;
– умение правильно красиво, чётко выражать свои мысли.

Описание методов мотивирования учебной активности учащихся в ходе заполнения таблицы и беседы:

– знание критериев оценивания ответа;
– создание ситуации успеха;
– устная оценка учителя;
– самооценка.

Описание критериев оценивания ответов учащихся в ходе заполнения таблицы и беседы:

– правильное заполнение таблицы;
– умение анализировать характеры героев, сопоставлять их.

Слово учителя: Кого из персонажей повести мы можем назвать героем, а кого предателем? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами поработаем с таблицей. Мы сравним поведение братьев в бою и во время пребывания в  Запорожской Сечи. На столах у вас распечатанная таблица, в центре таблицы этапы, которые нужно заполнить в ходе беседы.

1 группа работает с образом Остапа,
2 группа – с образом Андрия.

(Учащиеся получают раздаточный материал и заполняют таблицу по ходу беседы. Работа проводится в группах. Для выполнения данного задания учащиеся используют знания, полученные на предыдущих уроках. Учитель контролирует деятельность учащихся).

– Как учились сыновья Тараса в Академии? Как формировались их характеры?
– Как они ведут себя по возвращению домой?
– О чем думают братья в пути на Запорожскую Сечь?
– Какие впечатления оказала на них Сечь, нравы, обычаи?
– Как братья проявляют себя в первых битвах?
– Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит?
– Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою?
– А что можно сказать о словах Андрия: «А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец – не отец, брат – не брат…и что я буду биться со всеми» (Андрий не просто предатель, а настоящий враг).
– Давайте обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами: «Как вскинулся Андрий…» до слов «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
– Опишите смерть сыновей Тараса. Почему по-разному ведут себя братья?

(Учащиеся анализируют и сопоставляют характеры двух братьев на примере сцен:

а) Учеба в академии
б) возвращение домой
в) Путь в запорожскую Сечь
г) Нравы, обычаи Сечи
д) Поведение братьев в первых битвах).

– Итак, посмотрим на таблицу. Кто же является предателем, а кто героем?

(Учащиеся составляют сопоставительную хронологическую таблицу – «Общее и различное в братьях»).

– Почему один из братьев  становится героем, а другой предателем?

4. Беседа

Данный этап предполагает:

Постановку конкретной учебной цели перед учащимися:

– умение анализировать произведение, понимать нравственный пафос повести;
–  владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе произведения.
– создавать устные монологические высказывания, уметь вести диалог.
– понимать русское слово и его эстетическую функцию.
– понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной цели.

Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

– совершенствовать духовно–нравственные качества личности, воспитывать  чувство любви к многонациональному Отечеству;
– развивать умения  учащихся самостоятельно анализировать произведение, оценивать его идейные и художественные достоинства.

Описание методов обучения:

– эвристический, исследовательский.

Данный метод позволяет выяснить,  насколько актуален поставленный проблемный вопрос. Учащиеся делают выводы, высказывают разные точки зрения на поставленную проблему, поступки героев. Аргументируют своё видение предмета, вступают в полемику друг с другом. Проблемный путь анализа способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, раскрытию их творческого потенциала.

Описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе беседы:

– построение логически четкой системы вопросов;
– система заданий по тексту художественного произведения.
– беседа;
– комментирование ответов.

Описание методов мотивирования учебной активности учащихся в ходе беседы:

– знание критериев оценивания ответа;
– создание ситуации успеха;
– устная оценка учителя;
– самооценка.

Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся на уроке:

– разнообразие форм деятельности;
– использование яркой наглядности;
– привлечение личного опыта учащихся;
– использование технических средств;
– поощрение, создание ситуации успеха.

– Обратимся к образу Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: «Остап выносил терзания и пытки…» до слов «Но Тараса уже не было».
– С кем сравнивает Гоголь Остапа? Почему?
– Почему именно отца хотел видеть в последние минуты жизни Остап?  
– В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическое самоотвержение, твердость духа, он не издает ни крика, ни стону, несмотря на жестокие пытки. Хотя перед смертью упал он силою и воскликнул в душевной немощи: – Батько! Где ты? Слышишь ли ты?
– Слышу – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул. Остапа просит о духовной поддержке, и она к нему приходит. Потому что он умирает смертью героя. В этом заключается главное отличие гибели двух братьев – одного казнят как героя, а другого – как преступника.
– Как вы думаете, почему Тарас присутствует во время казни? Грозило ли ему это быть захваченным врагами?
– Когда вы восхищаетесь Тарасом, а когда он кажется жестоким, страшным?      
– Именно с Тарасом преимущественно связан героико-патриотический пафос повести.    
– Послушаем речь Тараса о товариществе. (Видеоклип из фильма).
– Почему Бульба обращается к казакам  с этой речью перед сражением?
– Речь является центральным монологом повести. В этой речи проявляются патриотические чувства героя, и его мужество, жизненный опыт, и страстная убежденность в правоте своего дела.
Недаром, именно в смерти, по слову Тараса, сказывается величие русской души.
– Почему «породниться родством по душе, не по крови, может один только человек?»
– Каковы черты в образе Тараса, связанные со временем действия повести?
– Охарактеризуйте Т.Б. как члена Сечи.
– Почему же Тарас  убивает своего сына?
– Почему он долго глядит на бездыханный труп сына?
– Похож ли Тарас Бульба на героев былин?
– А где воспитывались, закалялись эти характеры?
5. Ответ на проблемный вопрос

Данный этап предполагает:

Постановку конкретной учебной цели перед учащимися:

уметь делать необходимые обобщения и выводы, искать способы решения проблемы.
– осмысление учащимися трагического конфликта между миром казаков, для которых главными ценностями являются любовь к родине, товарищество, и миром Андрия, где главной ценностью становится сам человек.

Слово учителя.
– Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Т. Б. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».
– Каковы последние слова погибающих казаков? На что они похожи?
– А теперь вернемся к нашему вопросу: Мог ли по-другому поступить Тарас?
– Справедливый ли суд творит Тарас, убивает сына?
– Почему он долго глядит на бездыханный труп сына?
– Почему гибнет сам Т. Б. ?
6. Задание на дом, включающее:

Постановку целей творческой самостоятельной работы для учащихся:

– написать сочинение по одной из тем:  «Три смерти», «Запорожская Сечь», «Остап и Андрий»;
– применение полученных на уроке знаний;
– умение ярко, точно, выразительно излагать свои мысли в письменной речи.

– подведение итогов урока, выставление оценок за урок, их комментирование;
– сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения;
– обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей.
– реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их успешности.