Разработка урока "Нравственные идеалы" по модулю "Основы светской этики"

Разделы: Начальная школа


№ урока: 24.

Тема: «Нравственные идеалы».

Модуль: «Основы Светской этики».

Цель: формирование способности обучающихся оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с понятием «правила честного поединка»,  на примере образов русских богатырей, солдат-защитников Отечества.
  • Развивать умения аргументировать свой ответ.
  • Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.

Виды деятельности:   работа в  группах, беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа с текстом, работа с графами «Ментальная карта», просмотр отрывка из мультфильма, слушание музыкальных произведений, самостоятельная работа с источником информации.

Основные термины и понятия: правила честного поединка, честь, смелость, мужество, находчивость, решительность, богатырь.

Ресурсы для проведения занятия: мультимедиа проектор, рабочие листы (Приложение).

Описание хода урока

Этап урока

Содержание урока

1. Организация деятельности учащихся  
2. Актуализация знаний, целеполагание

Первая фаза – фаза Вызова

 Презентация. Слайд № 2 Звучит музыка, игра на гуслях

Учитель: Послушайте музыку. Ответьте на вопросы.

Слайд №.3   Боян – древнерусский певец

Работа в группах

1-я группа. Как называется инструмент, на котором играет исполнитель? (Гусли)
2-я группа.  Что исполняется? (Былина – особая песня, рассказывающая о героических событиях, которые произошли давным-давно).
3-я группа. Имя   человека, который пел былины  в древней Руси? (Боян – древнерусский певец и сказитель)

Учитель: О ком сказывалось в былине? (О  богатыре  Илье Муромце.)
Учитель: О ком будем говорить на уроке? (О богатырях)

Слайд №.4  Сегодня на уроке

Сегодня на уроке вы попробуете ответить на вопросы:

  • Кого можно называть богатырем?
  • Каковы правила честного поединка?
3. Поиск решения

Вторая фаза – фаза реализации смысла
(или осмысления)

Слайд № 5.  «Богатыри» В. Васнецова.

Учитель: Вслушайтесь в слово “богатырь”.
От какого слова оно произошло? (Свободные высказывания детей)

Учитель: Оказывается от слова “Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом даный дар”

Учитель: Каков же дар дан каждому из богатырей?

Слайд № 6. Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группе.

Работа в группах (Приложение 1)

Задание: Восстановите текст и найдите ключевое слово, характеризующее богатыря.

1-я группа. Илья Муромец.
2-я группа.  Добрыня Никитич.
3-я группа. Олег Попович.

Вывод: Илья Муромец – сила,  Добрыня Никитич – ум, Олег Попович – доброта.

Учитель: Всё вместе делает человека поистине богатым. Смелость, мужество, находчивость, сила духа и физическая сила богатырей не раз спасали Россию от иноземных захватчиков.

Работа в группах. (Приложение 2)

Так кого же можно назвать богатырем?
Дайте характеристику богатыря в форме «Ментальной карты».

(Просмотр «Ментальных карт»)

Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели правила в применение силы, провозгласили правила честного поединка.
Какие же это были правила?

Работа в группах (Приложение 3)

Слайд № 7.  «Золотое правило нравственности»  

Задание: Вспомните «Золотое правило нравственности» и выработайте свои правила честного поединка.

(Озвучивание выработанных правил).

Работа с учебником стр. 51. 

Прочитайте правила честного поединка провозглашённые богатырями.
Сравните с выработанными вами правилами?
Что бы вы хотели ещё добавить или убрать.
Для чего нужно соблюдать правила честного поединка?

Слайд № 8. Правила честного поединка.

(Соблюдение этих правил подчеркивало высокие  нравственные качества воинов)

4. Физкультминутка
  Слайд № 9. Просмотрите отрывок из мультфильма «Ослябя и Пересвет»

Соблюдали  ли воины Пересвет и Чулубей правила чесного поединка на Куликовом поле? (Обмен мнениями)

Слайд № 10. Пересвет и Чулубей

Работа в группах

Задание:  Как  вы,  думаете, во все ли времена на земле русской жили богатыри?

  Слайд №11 Александр Невский.

Учитель: Кто этот воин? (Александр Невский. Репродукция русского художника XX века Павла Корина.)

Учитель: Князь Александр Ярославич – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев защитников земли Русской. Чем же он заслужил такую славу? Он со своей дружиной одержал победу над щведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский... А ещё он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли.
Прослушайте отрывок  из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева “Вставайте, люди русские!”
Выберите слова, которые характеризуют музыку. Стр.51
Можно ли Александра Невского отнести к богатырям Земли русской? Почему? (Высказывания детей)
Кого бы вы еще отнесли к богатырям Земли русской? Почему? (Выслушивается 2-3 ответа)

Вывод: Кого можно называть богатырем? (Смелого, защищает свою родину)сильного, умного, доброго человека, который

  Работа в группах

Задание:  Как  вы,  думаете, какой смысл сегодня  вкладывают в слово «Богатырь»?

Назовите современных богатырей. (Обмен мнениями)

Слайд №12. Современные богатыри.

Учитель: Во все времена люди русские готовы встать на защиту своей родины. Вот как об этом написал поэт Иван Никитин

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

(И. Никитин. Русь)

 5. Рефлексия

Третья фаза – фаза рефлексии

Слайд №13 Как составить синквейн.

Работа в группах

Составьте синквейн со словом  «богатырь»

Учитель: Каким перед вами предстает  нравственный образ богатыря? (Дети зачитывают свои синквейны)
В  наши дни мы можем  сказать такие слова: "Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую!"?
Ребята, в заключение нашего урока, мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке.
6. Домашнее задание Стр. 50-51  ответить на вопросы
  • Есть ли в легендах и мифах Древней Греции герой, равный по силе и своим подвигам русскому богатырю Илье Муромцу?
  • Назовите современных богатырей. Почему вы считаете, что он богатырь?
  • Если мальчик в вашем окружении, которого можно назвать богатырем? Какими качествами он обладает?

Литература.

  1. Основы  светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.: ил. – ISBN 978-5-09-026774-8.
  2. http://www.youtube.com/watch?v=K8jrSYbPZ6I
  3. http://www.youtube.com/watch?v=FGK6P-CM67I