Применение элементов сингапурской методики образования на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


В современном обществе всё острее возникает вопрос об усовершенствовании методик образования. Современным детям необходим иной подход в обучении. Сегодняшнее время требует нового уровня образования учащихся. Ученики должны стать, прежде всего, социально – адаптированными личностями, а все полученные в школе знания должны иметь практический выход во взрослую жизнь. Поэтому сейчас правильно говорить об усовершенствовании образования.

Одним из путей такого усовершенствования является введение сингапурской методики образования. Благодаря данной методике мы можем:

  • Повысить уровень усвоения знаний учащимися;
  • Познакомить учащихся с новой формой подачи материала;
  • Повысить интерес учащихся к предмету.

Новое всегда воспринимается учениками с особым вниманием. Не исключением является и Сингапурская методика. Сущность её состоит в групповом обучении(Cooperativelearning). Для учащихся занимательна работа в группах. Каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. В сингапурской системе образования у учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.

В качестве примера хотелось бы привести конспект урока с использованием элементов сингапурской методики:

Класс: 9 класс.

Цели: 

  • Обучающая: формировать умение различать виды придаточных в СПП, определять средства связи между частями СПП; отработать навыки составления СПП, построения схем предложений;
  • Развивающая: создать условия для развития орфографической и пунктуационной зоркости, логического мышления, развития творческих способностей и коммуникативных качеств учащихся;
  • Воспитательная: формировать умение работать в группе, ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности, способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать любовь к спорту, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Тип урока: урок-повторение с использованием сингапурской методики.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы затронем очень интересную тему, а какую именно, вы узнаете, прочитав текст на слайде.

2. Олимпиада Сочи-2014.

Слайд 1-2.

Олимпийские игры.

Олимпийские игры – крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Известно, что родиной Олимпийских игр считается Древняя Греция. Российские спортсмены впервые выступили на четвёртых Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году. Когда в России не было своего олимпийского комитета, восемь человек отправились в индивидуальном порядке. Они выступали в фигурном катании, лёгкой атлетике, велоспорте и борьбе, где завоевали одну золотую и две серебряных медали. Участие России в Олимпийских играх стало традицией, потому что в нашей стране много талантливых спортсменов.

3. Прочитайте текст.

– О чём этот текст?

– Сегодня это актуально? Почему?

– Что вы можете сказать о построении предложений?

– Что выделено в тексте?

Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 3.

Чему мы должны научиться к концу урока?

– Мне бы очень хотелось, чтобы к концу урока каждый из вас смог ответить себе на вопрос, достиг ли он поставленной цели.

4. Актуализация знаний.

Так как сегодня урок – повторение, нам нужно вспомнить, какие виды придаточных в СПП мы с вами изучили.

Слайд 4. Особенности придаточных определительных.

Слайд 5. Особенности придаточных местоименно-определительных.

Слайд 6. Особенности придаточных изъяснительных.

Слайд 7. Особенности придаточных обстоятельственных.

5. Словарная работа.

Предыстория олимпиады, Олимпийские игры, небезызвестные спортсмены, подытожить результат, рассчитывать на победу, бесконечные тренировки, восславить спорт, беззаветно служить России, серебряная медаль.

Слайд 8. Проверяем правильность написания слов.

Слайд 9. (Структура Tic-Tac-Toe, участники составляют предложения, используя три словосочетания, расположенные в любом ряду: по вертикали, горизонтали и диагонали).

6. Закрепление знаний.

А) Структура TimedRoundRobin (каждый участник по кругу читает своё предложение, называет грамматические основы, средство связи и знаки препинания). Слайд 10.

Б) СтруктураClockbuddies (участники находят своего друга на 12 часов, читают ему своё предложение, партнёр должен назвать вид придаточного, средство связи и грамматическиеосновы, затем учащиеся меняются ролями и проделывают то же самое ещё раз). Слайд 11.

В) Структура SimultaneousRoundTable(4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу и по окончании одновременно передают друг другу по кругу) Слайд 12.

  1. Закончить предложение, используя подчинительные союзы или союзные слова:
    • Проведение Олимпийских игр является важным событием…
    • Болельщики приходят на Олимпиаду…
    • На лицах болельщиков счастливые улыбки…
    • Олимпиаду сложно представить без традиционных талисманов…
  2. Определить вид придаточного;
  3. Выделить грамматические основы и средство связи;
  4. Составить схему.

7. Развитие речи. Работа с текстом.

Слайд 13,14.

Олимпийская мозаика… Самые-самые…

(1)Самым юным чемпионом Олимпийских игр принято считать французского мальчика, имя которого, к сожалению, не сохранилось. (2)Спортивные историки утверждают, что маленькому чемпиону было 7-10 лет.
(3)В индивидуальных олимпийских дисциплинах самой молодой была американка Марджори Гестинг, которая выступала на Олимпиаде в прыжках с трамплина в 1936 году. (4)Когда она завоевала олимпийскую медаль, ей было 13 лет.
(5)А самым «пожилым человеком», который стал победителем Олимпийских игр, считается Оскар Сван. (6)Он в составе команды Швеции получил «золото» за первенство в стрельбе по «бегущему оленю» на Олимпиаде 1912 года, когда ему было 64. (7)Все, кто наблюдал за стрельбой этого спортсмена, с восхищением вспоминают о нём.
(8)Любопытно узнать, что рекордсменом среди рекордсменов признан советский штангист – тяжеловес Василий Алексеев. (9)Он упорно работал на протяжении семи лет, так что 80 раз вносились поправки в официальную таблицу мировых рекордов. (10)Каждый, кто пытался повторить достижение русского атлета, терпел поражение.

А) Структура ThinkWriteRoundRobin(участники отвечают на вопросы, записывают ответы в тетрадь и по очереди высказываются, затем обсуждают) Вопросы: Слайд 15.

  • Тема текста;
  • Тип речи;
  • Предполагаемое название текста.

Отвечает один участник от каждого стола.

Б) Внимание!Посмотрите ещё раз на текст. В нём есть ловушка – пунктуационная ошибка. Кто найдёт предложение с пропущенным знаком препинания?

В) А теперь обратим внимание на построение предложений в тексте. Слайд 16.

  • участники №1: найдите в тексте СПП с придаточными определительными
  • участники №2: найдите в тексте СПП с придаточными местоименно-определительными
  • участники №3: найдите в тексте СПП с придаточными изъяснительными
  • участники №4: найдите в тексте СПП с придаточными обстоятельственными.

Г) Структура Timed-Pair-Share (два участника доказывают по очереди друг другу правильность своего выбора предложений). Слайд 17.

8. Составление СП предложений, связанных по смыслу.

(По изображению и заданному учителем началу составить СПП).

А) Структура Simultaneous Round Table. Слайд 18.

9. Подведем итоги.

А) Блиц-тест.

Б) Взаимопроверка. Слайд 19.

В) Слайд 20. А теперь каждому из вас предстоит сделать «билетик на выход». Для этого вам нужно оценить свои знания и умения, которые мы закрепили на этом уроке.

Оцените свою работу. Какова степень усвоения темы? (Дети рисуют смайлики на карточках и отдают при выходе учителю).

10. Д/З на выбор.

(Слайд 20):

  1. Индивидуальная работа по карточке
  2. Составить текст на тему: «Мой любимый вид спорта»

Приложение