Урок математики по теме "Прямоугольник". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Урок в 5 классе. Автор учебника И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.

Тема урока: «Прямоугольник» (первый урок).

Цель урока: формирование представления о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам: S = a · b, S = a2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

(формирование познавательных УУД):

  • научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», «площадь квадрата», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади квадратов и прямоугольников по формулам. Решать задачи, используя свойства равновеликих фигур.

(формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Технологии: коз, критического мышления.

Организация деятельности учащихся на уроке:

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;
  • самостоятельно определяют тему, цели урока;
  • работают с текстом учебника;
  • отвечают на вопросы;
  • решают самостоятельно задачи;
  • оценивают себя и друг друга;
  • рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint (Приложение).

Оборудование:

  1. Математический текст (на каждой парте лежит текст о прямоугольнике).
  2. Конверты у каждого из учащихся с набором различных фигур(шаблоны) для практической работы.
  3. Разноуровневые задания самостоятельной работы.
  4. Чертёжные инструменты.
  5. Учебник математики для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, изд-во Мнемозина, 2013.
  6. Наборы фигур.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый. 

Ход урока

1. Организационный момент.  

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Итак, начинаем наш урок.

2. Устный опрос. 

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!

Задание для устного счета: слайды 1-6

  1. Найдите произведение 7 и 14.
  2. Уменьшите 72 на 8.
  3. Во сколько раз 200 меньше 600?
  4. Может ли частное равняться 0?
  5. Может ли сумма равняться одному из слагаемых?
  6. Может ли делитель равняться 0?

3. Объяснение нового материала. (Работа в парах)

Возьмите наборы, которые лежат на столах. Подумайте как одним словом можно назвать эти фигуры (Многоугольники).

Слайд 7

А сейчас я загадаю вам загадку и вы узнаете о какой фигуре пойдет речь сегодня на уроке и назовете тему нашего урока. Слайд 8

Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? ...(прямоугольник).

– Вам знакома эта фигура? (прямоугольник)

Тема урока (записать в тетрадь): Прямоугольник.

а) Работа с математическим текстом (на каждой парте лежит текст о прямоугольнике) – приложение 1

Задание: Прочитайте внимательно данный материал, отметьте карандашом по тексту то, что вам уже известно и новое понятие (диагональ) и подчеркните его.

Слайд 9

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами: А, В, С, Д. Сам прямоугольник можно назвать четырьмя способами: АВСД, ВСДА, СДАВ, ДАВС.

У прямоугольника четыре стороны. Важным свойством прямоугольника является равенство противоположных сторон: АВ=ДС, АД=ВС.

Периметр прямоугольника находится по формуле: Р = 2·(а+в).

Площадь прямоугольника находится по формуле: S = а·в, где а и в – стороны прямоугольника.

В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ – это отрезок, соединяющий две несоседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.

б) Расскажите о прямоугольнике все, что вы знаете. (В этом вам помогут вопросы и задания на странице 57.) Слайд 10 – кластер

В каких единицах измеряют площадь?

И важно помнить!! слайд 11

  • Длина и ширина должна быть выражена в одинаковых единицах измерения.
  • Если длина и ширина фигуры выражены в разных единицах , то их надо выразить в одних единицах.

Если длина и ширина выражены в сантиметрах (см) , то площадь будет выражена в квадратных сантиметрах(кв. см) и т. д.

Как найти площадь фигуры, изображенной на рисунке? Слайд 12

А этой ? Слайд 13

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?

Слайд 14

4. Закрепление нового материала.

Слайд 15 Самостоятельная работа ( двух уровней на выбор) с последующей проверкой по готовым решениям. Определите для себя какие задания вы выбираете по сложности

Ключ слайд 16

2. Задача. Найти площадь и периметр фигуры, изображенной на доске. Найдите разные способы. Слайд 17

Слайд 18 проверь

Вывод (дети делают самостоятельно) Слайд 19

5. Физкультминутка.

Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок. (потягивание, руки вверх)
Мы попрыгаем немного. (прыжки на месте)
И пройдемся по дороге. (ходьба на месте)
За столы садимся дружно –
-Нам теперь учиться нужно.

6. Работа в группах.

Группа I

Правила работы в группах

  • Активно участвуй в совместной работе.
  • Внимательно выслушивай собеседника.
  • Не перебивай товарища, пока он не закончит свой рассказ.
  • Выскажи свою точку зрения по данному вопросу, будь при этом вежлив.
  • Не смейся над чужими недостатками и ошибками, но тактично укажи на них.
  • Поблагодари партнеров за совместную работу.

На партах фигуры. Найти площадь и периметр, сделав необходимые измерения (приложение 2)

Проверить несколько групп.

Фигуры у всех разные, но есть фигуры, у которых одинаковые площади.

7. Запись домашнего задания.

Стр.57, № 194(а), № 203(г). Слайд 20

Найти определение равных и равновеликих фигур (ссылка на электронный дневник) или в интернете. Привести примеры.

Учитель: Проверим, как вы поняли новый материал.

Графический диктант (^ – да, – нет)

  • Прямоугольник – это четырёхугольник, в котором все углы прямые
  • Смежные стороны прямоугольника – это длина и ширина.
  • Периметр – это произведение сторон прямоугольника.
  • Диагональ – это отрезок, соединяющий две противоположные вершины прямоугольника.
  • Площадь прямоугольника равна произведению всех его сторон.
  • Квадрат это прямоугольник с равными сторонами.

ключ ^^-^-^слайд21

8. Итоги урока.

Учитель:

– О какой геометрической фигуре шел разговор на уроке?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что нужно знать, чтобы найти периметр и площадь прямоугольника?

– Что на уроке было самым сложным, простым?

Такая фигура как прямоугольник очень широко встречается в современной жизни. Можете назвать где? Это и земельные участки, площадь и периметр которых необходимо уметь находить. В квартирах стены, потолок и пол также имеют форму прямоугольника. Чтобы постелить линолеум, обклеить стены обоями, положить плитку вам, конечно, пригодятся знания и умения, которые вы получите по этой теме. Слайд 22

Рефлексия «Букет настроения» слайд 23

А теперь давайте составим букет настроения. Красный цветок – урок был интересен, узнал что-то новое, полезное. Синий – на уроке было скучно, ничего нового и полезного вы не узнали.

9. Оценивание. Выставление оценок.

Кто работал лучше всех?

Учитель: Слайд 24

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.