Урок геометрии по теме "Что изучает геометрия?". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Место урока в учебном плане: первый урок в учебном году.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о предмете “геометрия”, целях и задачах его изучения.

Задачи урока.

Образовательные.

Познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с основоположниками геометрии, с основными геометрическими понятиями – точкой и прямой и их свойствами.

Развивающие.

Развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать  факты и делать выводы;

Способствовать привитию устойчивого познавательного интереса к изучению геометрии.

Воспитательные.

Способствовать воспитанию у учащихся эмоционально-положительного отношения к себе и окружающим; воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении цели, аккуратности, умения работать в коллективе.

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку (Приложение 1).

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя.
  3. Рассказ учителя об истории возникновения и развитии геометрии об основоположниках геометрии.
  4. Повторение известных геометрических фигур.
  5. Введение основных геометрических фигур на плоскости.
  6. Первичное закрепление знаний: решение задач.
  7. Рассказ о чертежных инструментах, необходимых на уроках геометрии и учебнике.
  8. Физкультминутка.
  9. Закрепление изученного.
  10. Решение занимательных задач.
  11. Подведение итогов урока
  12. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности класса к уроку.

2. Вводное слово учителя

Знакомство класса с целью урока. (Слайд 1). Презентация

Прием “Дерево настроения”. (Слайд 2)

Учитель приглашает к доске учащихся по одному и предлагает повесить на дерево звездочку, цвет которой соответствует настроению ученика в начале урока. После чего оценивается общее настроение класса.

Слово учителя: Итальянский ученый Галилео Галилей говорил:

“Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать”.

Великий французский архитектор Ле Корбюзье в начале XX века сказал: “Все вокруг – геометрия”. Действительно, окружающий нас мир наполнен геометрией домов и улиц, гор и равнин, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, понимать красоту и мудрость окружающего мира нам поможет новый предмет – геометрия. (Слайд 3)

3. Возникновение геометрии (слайд 4, 5) рассказ учителя

Начиная изучать новый предмет, мы должны познакомиться с историей его возникновения. Как и когда возникла геометрия? С древних времён люди сталкивались с необходимостью находить расстояния между предметами, определять размеры участков земли, ориентироваться по расположению звёзд на небе. Египетские пирамиды, сооруженные за 2-3 тысячи лет до н.э., поражают точностью своих метрических соотношений, доказывая, что их строители обладали геометрическими знаниями. Значит, возникла геометрия в Египте, а оттуда уже перешла в Грецию.  В переводе с греческого “геометрия” означает “землемерие”.

Греция дала миру известного математика Евклида, который жил около 300 года до н.э. О его жизни мало что известно. Современники считали его человеком исключительно честным и скромным, которому были чужды гордость и эгоизм. Славу Евклиду принесли его "Начала", где впервые было представлено стройное построение геометрии. На протяжение около двух тысячелетий  они остаются основой изучения курса геометрии в школе.

Царь Птолемей спросил у Евклида, нельзя ли найти более короткий и менее утомительный путь к изучению геометрии, чем его "Начала"? Евклид ответил: "В геометрии нет царского пути".

4. Повторение известных геометрических фигур (слайд 6), фронтальная работа с классом.

Многие из вас уже знают названия различных геометрических фигур.

Назовите фигуры, которые вы видите на слайде? (Треугольник, прямоугольник, трапеция, шестиугольник, круг, окружность).

Каждая из фигур имеет какие-то свойства, отличающие её от других.

Геометрия и изучает геометрические фигуры и их свойства.

Что общего у всех этих фигур? (Они плоские).

Раздел геометрии, изучающий фигуры на плоскости назвали планиметрией.

5. Введение основных фигур на плоскости. (Слайд 7)

Любое большое здание складывается из маленьких кирпичиков, так и сложные геометрические фигуры состоят из простейших фигур. Одна из них – точка.Точка есть то, что не имеет частей”. Евклид.

Точки обозначаются: А, В, С… - прописными латинскими буквами

Вторая простейшая фигура - прямая. Она безгранична, на рисунке изображается только часть прямой.

Прямую можно обозначить двумя способами: а или АВ – одна маленькая буква латинского алфавита или две прописные.

Выполним следующие упражнения. (Слайд 8, 9):

1. Начертите прямую. Как её можно обозначить? (Прямая b см. Рис. 1)

рис. 1

2. Отметьте точку С, не лежащую на данной прямой и точки D, Е, К, лежащие на этой же прямой. (Рис. 2)

рис. 2

В математике существуют специальные символы, позволяющие кратко записать какое-либо утверждение. Символы и означают соответственно “принадлежит” и “не принадлежит” и называются символами принадлежности. Используя символы принадлежности запишем.

K b, E b, D b, C b

Можно сказать, что прямая b проходит через точки K, E, D, но не проходит через точку C.

3. Отметьте точки А и В. Сколько прямых можно провести через заданную точку А? (Много)

А сколько прямых можно провести через две точки? (Одну)

Итак, через любые две точки провести прямую и притом только одну.

Это утверждение назовём свойством прямой.

6. Первичное закрепление знаний: решение задач по готовому чертежу. (Слайд 10)

  1. Назовите (двумя способами) прямые, изображенные на чертеже.
  2. Назовите точки на чертеже.
  3. Назовите точки, лежащие на прямой а (n).
  4. Назовите точки, не лежащие на прямой а (n).
  5. Назовите точки, не лежащие ни на прямой а, ни на прямой n.

7. Рассказать о чертежных инструментах, необходимых на уроках геометрии и учебнике. (Слайд 11)

Мы начнём изучение геометрии с планиметрии. А происходить оно будет с помощью вашего первого помощника – учебника, который станет для вас опорой в течении 3-х лет. Автор этого учебника: А.В. Погорелов (ученики под руководством учителя знакомятся со структурой учебника).

А что изображено на обложке учебника? (Циркуль). На уроках геометрии нам понадобятся еще и чертежные инструменты: циркуль, линейка, транспортир, угольник, карандаш.

8. Физкультминутка. (Слайд 12)

На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)

9. Закрепление изученного. (Слайд 13)

Что же мы узнали сегодня на уроке? Запишем краткие выводы в тетрадь.

10. Решение занимательных задач. (Слайды 14, 15, 16)

№1 Сравните отрезки АВ и СD?

№ 2. Сколько треугольников на рисунках?

№ 3. Сколько квадратов вы видите на рисунках?

Задачи ученики решают сами, предлагают варианты ответов, потом они обсуждаются и решение просматривается на слайде.

11. Подведение итогов урока. (Слайд 17)

И опять хочу обратиться к словам великого Г. Галилея, которые записаны на доске:

"Природа говорит языком математики: буквы этого языка - круги, треугольники и иные математические формулы, фигуры".

И это действительно так. Куда бы мы ни обратили свой взор - вокруг геометрия. И поэтому ее нужно учить и знать.

Но прежде чем попрощаться, вспомним, что в начале урока мы наряжали дерево своими настроениями. Если настроение у кого-то изменилось, то можно изменить картинку (желающие выходят к доске и меняют изображения настроения). (Слайд 2)

12. Домашнее задание:

п. 1, 2 учебника А.В. Погорелова, “Геометрия 7-9”, контрольные вопросы №1-4, задачи 1-2 стр. 16