Единая Россия (конец XV–XVIII веков)

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Предмет: История Отечества

Класс: 8 специальный (коррекционный) класс VIII вида

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся об экономической, политической, культурной жизни России в конце XV - начале XVIII века.

Задачи урока:

  • Закрепить знания об исторических событиях и личностях конца XV - начала XVIII века, внесших вклад в развитие Российского государства
  • Развивать умение соотносить исторические события и даты, распределять их на ленте времени.
  • Развивать вербально-логическое мышление (операции анализа, сравнения, обобщения), слуховое и зрительное внимание, память.
  • Воспитывать уважительное отношение к истории родной страны, историческим личностям, умение работать в коллективе, настойчивость в достижении цели

Используемые педагогические технологии: Игровые технологии, технология развития познавательного интереса

Необходимое оборудование и материалы: Персональный компьютер, мультимедиа-проектор, экран, карточки с датами и событиями, листы бумаги формата А4, тетради, ручки.

Содержание и правила работы с презентацией.

В презентации представлены игровые упражнения для повторения и закрепления знаний об исторических событиях и личностях конца XV - начала XVIII века, внесших вклад в развитие Российского государства. Подобраны вопросы, словарь для закрепления материала по теме, портреты.

На слайде №2 представлены изображения пяти монет. Каждая монета символизирует один из конкурсов. При клике на монету происходит переход на слайд соответствующего конкурса

1 – Конкурс “Блиц”

2 – Конкурс “Таинственная личность

3 – Конкурс “Раз словечко, два словечко”

4 – Конкурс “Год за годом”

5 – Конкурс “Пойми меня”

Возвращение на слайд №2 происходит со слайдов №3, №9, №12, №14

Слайд №3 Заставка к конкурсу “Блиц” Переход по гиперссылке на слайд №2.

Слайд №4. На слайде представлены портреты с изображением силуэтов. При клике на портрет под соответствующим номером происходит переход на следующие слайды:

1 – слайд №5

2 – слайд №6

3 – слайд №7

4 – слайд №8

Возвращение со слайдов №5,6,7 на слайд №4 происходит по гиперссылке правом нижнем углу слайда.

Слайд№5 при клике по знаку вопрос внутри рамки проявляется портрет Ивана Федорова.

Слайд№6 при клике по знаку вопрос внутри рамки проявляется портрет Андрея Рублева (из кинофильма).

Слайд№7 при клике по знаку вопрос внутри рамки проявляется портрет Ивана III Великого.

Слайд№8 при клике по знаку вопрос внутри рамки проявляется портрет Ивана IV Грозного. По гиперссылке происходит переход на слайд №9.

Слайд №9 Портретная галерея выдающихся исторических персонажей. С данного слайда по гиперссылке происходит возвращение на слайд №2.

Слайд №10 При клике на печать внутри свитка происходит переход на слайды №11 или №12

Слайд №11-12 На слайде изображены три ребуса. По гиперссылке переход на слайд №10

Слайд №13 Изображение ленты времени и названия конкурса. При клике переход на следующий слайд

Слайд №14 Изображения исторических событий и дат. При клике год исчезает и одновременно проявляется на ленте времени, при повторном клике соответствующее этому году историческое событие мигает, а затем исчезает и так далее. Затем по гиперссылке переход на слайд №2

Слайд №15 Заставка к конкурсы “Пойми меня”

Слайд №16 Заключительный - аплодисменты

Ход и содержание урока

I. Организационный момент (мотивация учащихся)

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. В течение 20 уроков вы изучали историю Российского государства конца XV - начала XVIII. Узнали о множестве событий произошедших в этот период, познакомились с выдающимися личностями, которые внесли большой вклад в развитие и укрепление могущества наше страны. Настало время проверить - чему вы научились, что запомнили.

Наш урок будет проходить в форме викторины. Вам предстоит выполнить задания в пяти конкурсах. В течение всей игры вам надо быть внимательными, быстро принимать решение, работать дружно и прислушиваться к мнению друг друга.

Сегодня в нашем игровом сражении участвуют две команды: (Учитель представляет команды и капитанов. Распределение команд проведено предварительно).

И так, мы начинаем!

II  Основная часть

I. Конкурс “Блиц”

- За 1 минуту участники команды должны ответить на максимальное количество вопросов. Если затрудняетесь ответить, произносите слово “Дальше”.

Оценивание: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл

Вопросы для 1 команды

  1. Людей, посвятившие свою жизнь служению богу, называют ... (священники)
  2. Путешественник, совершивший в XV веке путешествие в Индию (Афанасий Никитин)
  3. Они жили в городах и занимались изготовлением различных изделий для продажи . Кто это? (ремесленники)
  4. Самое известное произведение иконописца Андрея Рублева (икона “Троица”)
  5. Военный помощник атамана (есаул)
  6. Во времена раскола церкви, сторонников старой веры стали называть? (старообрядцы)
  7. Что такое Семибоярщина? (власть семи бояр)
  8. Какое государство поддержало Лжедмитрия I (Польша)
  9. Кто стал предводителем войска ополченцев в Смутное время (Дмитрий Пожарский)
  10. Год издания первой книги на Руси (1564г.)
  11. Специальный помост с которого зачитывались царские указы (лобное место)
  12. Какой собор в Москве построен в честь победы над Казанью (собор Василия Блаженного)
  13. Под чьим предводительством в 1670 году восставшие крестьяне и казаки отправились на Москву (атаман Степан Разин)
  14. Кто составил первую карту реки Амур? (Ерофей Хабаров)
  15. Стена, состоящая из нескольких рядов икон (иконостас)
  16. Недовольство людей, вызванное заменой серебряных денег медными, вошло в историю под названием ... (Медный бунт)
  17. Назовите имя крестьянина, который завел польский отряд в непроходимые болота (Иван Сусанин)
  18. В какой стране впервые появилось книгопечатание? (Китай)
  19. Воины царской армии (стрельцы)
  20. Военные люди, которые получали от царя за свою службу деревни с населявшими их крестьянами, назывались

Вопросы для 2 команды

  1. Слуги, сопровождавшие царя (свита)
  2. Кто открыл пролив между Азией и Америкой? (Семен Дежнев)
  3. Современное название места, где печатаются книги (типография)
  4. Кто собрал и снарядил народное ополчение (Козьма Минин)
  5. Год начала правления династии Романовых (1613 г.)
  6. Они занимались торговлей, имели собственные магазины-лавки. Кто это? (купцы)
  7. Кто был первопечатником на Руси? (Иван Федоров)
  8. Великий иконописец, живший в конце XIV начале XV (Андрей Рублев)
  9. Недовольство людей, вызванное повышением цены на соль, вошло в историю под названием ... (Соляной бунт)
  10. Название книги в которой Афанасий Никитин описал своё путешествие в Индию (“Хождение за три моря”)
  11. Кремлевский собор – усыпальница царей (Архангельский собор)
  12. Предводитель казаков (атаман)
  13. Личная охрана царя (телохранители)
  14. Прозвище царя Алексея Михайловича (Тишайший)
  15. Глава русской православной церкви (патриарх)
  16. Исследователи первыми вступившие на новые неизвестные земли (первопроходцы)
  17. Жилище сибирских кочевых народов (чум)
  18. В начале XVII века страну охватили восстания и беспорядки. А бояре стали бороться за царский престол. Это время стали называть (Смутное время)
  19. Самое высокое сооружение Московского Кремля в XVI веке (колокольня Ивана Великого)
  20. Взрывчатая смесь (порох)

II. Конкурс “Таинственная личность” (решение биографических задач)

- Итак, вы успешно справились с первым заданием, и мы переходим ко второму конкурсу, который называется “Таинственная личность”.

Перед вами четыре портрета, но мы пока не знаем, кто изображен на этих портретах. Я буду зачитывать биографические данные о человеке, изображенном на портрете, а вы догадайтесь о ком идет речь.

Условие задания: Члены команды выбирают номер портрета, учитель читает биографическую задачу, участники называют имя человека. Если команда не справляется, право ответа переходит к другой команде. Каждая команда решает две задачи. Если участники команды добавляют свои интересные факты об этом человеке, то получают дополнительные баллы.

Оценивание: за каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов, +1 балл за дополнительные сведения.

Он хорошо разбирался в разных ремеслах, был столяром, маляром, и литейщиком, и резчиком, и переплетчиком. Десять лет работал он над устройством первой типографии. Сам строил станок, сам отливал формы для букв, сам набирал и исправлял текст. (Иван Фёдоров)

Родился примерно в 1360 году, умер 1430г. Ему пришлось на своем веку много испытать и перечувствовать: он помнил наступление вражеских полчищ, дым и пламя городов и сел, победный звон колоколов. Был иноком Троице-Сергиева, а потом Спасо-Андронникова монастырей. Успехи России воодушевляли художника. Он стал родоначальником московской школы живописи (Андрей Рублев)

В годы его правления создана централизованная система государственного управления, расширены связи с другими государствами, введен двуглавый орел на гербе Руси, начата перестройка Кремля. Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига.(Иван III Великий)

В детстве он прочитал много книг, научился играть в шахматы, сочинял музыку. Он стал первым русским царем, изменил систему управления страной и укрепил царскую власть. В годы его правления значительно увеличилась территория Российского государства за счет присоединения новых земель (Астраханского, Казанского, Сибирского ханств). Но кроме, того он совершил столько поступков, которые стали предметов ужаса и отвращения как для современников, так и для последующих поколений. (Иван IV Грозный)

III. Конкурс “Раз словечко, два словечко” (Упражнение на закрепление основных понятий)

- Второй конкурс позади. Наша картинная галерея пополнилась красивыми портретами. Все эти люди, каждый по-своему повлиял на развитие нашей страны. И поэтому потомки до сих пор помнят и уважают их. А мы переходим к следующему конкурсу. Перед вами на слайде две картинки с изображением старинных свитков с печатями. Предлагаю капитану лидирующей команды выбрать понравившийся свиток.

Перед вами три ребуса вам необходимо разгадать эти ребусы и дать объяснение разгаданному слову. Если первая команда не справится с заданием, право ответа перейдет второй команде.

Затем мы откроем картинки для второй команды.

Оценивание: за каждый правильно разгаданный ребус команда получает 2 балла

Слова отгадки.

Остроги – сибирские города-крепости

Десятина – церковный налог

Барщина – бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле

Оброк – налог крепостных крестьян помещику в виде денег и продуктов.

Станица – казачье поселение

Скит – поселение беглых старообрядцев.

IV. Конкурс “Год за годом” (закрепление умения устанавливать последовательность событий)

- Наша историческая викторина продолжается, и мы переходим к следующему конкурсу, он называется “Год за годом”. Каждая команда получает по две карточки и чистый лист бумаги. На одной карточке указаны даты, на другой - исторические события. Ваша задача заключается в том, чтобы на листе бумаги нарисовать ленту времени, на ленте времени расположить даты по порядку и подписать исторические события соответствующие году.

1505г. - Начало правления Василия III

1547г. - Венчание на царствование Ивана IV

1564г. - Начало книгопечатания на Руси

1581г. - Поход Ермака в Сибирь

1612г. - Освобождение Российского государства от польских и шведских захватчиков

1613г. - Начало правления династии Романовых

1670-1671 гг. - Крестьянская война под предводительством Степана Разина

По окончании проводится взаимопроверка: команды обмениваются работами, правильные ответы демонстрируются на слайде, уточняются даты и события.

VI. Конкурс “Пойми меня”

- Викторина подходит к концу, и мы начинам заключительный конкурс “Пойми меня”. Условия конкурса очень простые:

- задание выполняется командами по очереди на время (кто быстрее);

- играющая команда выходит из кабинета, затем каждый член команды заходит для выполнения задания

Задание: участник прочитает слово на выбранной карточке и объясняет его следующему игроку, при этом он не должен употреблять однокоренных слов. Второй игрок должен догадаться, о чем или о ком идет речь. Второй игрок приглашает в кабинет третьего игрока и объясняет ему и т.д.

Слова: карта, путешественник

Оценивание: Команда быстрее справившаяся с заданием получает 5 баллов, проигравшая 2 балла.

Рефлексия деятельности на уроке:

- Ребята, наша викторина подходит к концу. Какой период истории России мы сегодня вспоминали?

- Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что ему все полностью понятно по этой теме.

- Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

- Ребята, кто считает, что тему не понял, оставайтесь сидеть на своих местах.

- А теперь подведем итоги викторины (подводятся итоги, объявляется команда победительница, выставляются оценки)

Домашнее задание: В процессе игры учитель фиксирует вопросы, на которые команды затруднились ответить. Домашнее задание найти в учебнике ответы на вопросы на которые команда не смогла ответить, нарисовать портрет исторического персонажа жившего в конце XV – начале XVII века, чей вклад в развитие России наибольший.

- Закончить наш урок я хочу словами известного художника М.В. Васнецова “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. Сегодня вы показали, что знаете историю свой страны, но это всего лишь малая ее часть. Поэтому я надеюсь, что вы и дальше будите активно изучать историю, интересоваться событиями прошлого.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

  1. Свиток 1 http://www.0lik.ru/uploads/posts/2009-02/1234934659_0lik.ru_old-paper1.jpg
  2. Свиток 2 http://maglucius.com/wp-content/uploads/2011/05/bumaga.jpg
  3. Печать 1 http://www.gerb.bel.ru/pages/strani/ua/zap_pech_3.gif
  4. Печать 2 http://www.yaik.ru/upload/iblock/954/vhacjm%20fpg%20sf%20migz.jpg
  5. Горошина http://www.xrest.ru/images/collection/00745/136/original.jpg
  6. Синица http://school.russki.lu/thumbnail.php?file=
    _____________475413019.jpg&size=article_medium
  7. Брюки http://www.vitrinaburg.ru/upload/img/bcoll/644/20305_500.jpg
  8. Скаты http://www.help-rus-student.ru/pictures/72/121_1.jpg
  9. Забор http://images04.olx.ru/ui/5/03/39/1272609605_90739439_3-----1272609605.jpg
  10. Картина http://img-fotki.yandex.ru/get/5606/ukrsad-org.5b/0_55571_a85e45c9_XL
  11. Рога http://krassula-sochi.ru/d/46955/d/835432_7.jpg
  12. Мост http://www.sport-russia.ru/filestore/0002/0014/93815/6.jpg
  13. Рамки http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ram/uzor3.html
  14. Иван Фёдоров http://xn--b1aaibpv0aet4h1a.xn--p1ai/uploads/posts/2012-03/1331809149_
    ivan-fedorov-fragment-sovetskoy-pochtovoy-marki-1983-g.-vypuska.jpg
  15. Андрей Рублев http://www.lofile.com/torrent_image/78000/75761_original.jpg
  16. Иван Грозный http://joanharvest.files.wordpress.com/2008/08/479px-ivan_the_terrible_cropped.jpg
  17. Иван III Великий http://s007.radikal.ru/i302/1102/10/215df6196e11.jpg