Главные теории, законы и закономерности биологии

Разделы: Биология


Цели: сформировать знания об истории создания клеточной теории, её современных положениях, методах изучения клетки и её органелл; развить понятие о клеточном уровне жизни.

Оборудование: компьютер, экран, презентация к уроку, учебник, микроскоп, готовый микропрепарат кожицы чешуи лука; портреты учёных (слайд 6).

Презентация

1. Организационный момент.

Постановка проблемы.

На первых занятиях мы с вами познакомились с определением живого и выделили основные уровни его организации. Клетка занимает высокий уровень в иерархии живых систем.

Клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов, известное как клеточная теория, сложилась постепенно в XIX веке.

Проблемный вопрос:

На основании каких данных учёные утверждают, что клетка – своего рода общий знаменатель всех живых систем?

2. Изучение новой темы.

  1. Ответить на проблемный вопрос мы сможем, только после изучения темы “Клеточная теория”.
  2. План лекции (на доске).
  3. История создания клеточной теории.
  4. Современные положения клеточной теории.
  5. Методы изучения клеток.

Рассказ учителя (слайд 6).

Клетка – это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Только благодаря микроскопу, который был изобретён в конце XVI столетия голландцем Хансом Янсеном (1590г.), можно было проникнуть в мир клеточного строения. Первый микроскоп состоял из трубы, прикреплённой к подставке и имеющий два увеличительных стекла. В 1665г. английский естествоиспытатель Роберт Гук опубликовал книгу “Микрография, или Некоторые физиологические описания мельчайших тел, сделанные посредством увеличительных стёкол”. Где были помещены рисунки того, что он увидел под уже усовершенствованным микроскопом. Был также помещён и рисунок древесной коры, при увеличении очень напоминающий пчелиные соты. Описывая увиденное, Гук использовал слово “cell”, что по-английски означает “ячейка”, “камера”. Этот термин закрепился в науке, на русский язык был переведен как “клетка”. Роберт Гук наблюдал не сами клетки, а их клеточные стенки и ошибочно полагал, что это и есть живое вещество.

Голландец Антонии ван Левенгук, который прославился созданием линз, давших увеличение в 100-300 раз, открыл мир одноклеточных форм, бактерий, клеток крови лягушек. Описывая эти клетки, голландец Антонии ван Левенгук помучил большую известность, пробудил интерес к изучению живого микромира. Это было потрясающее открытие!

После того как стали известны результаты работ Роберта Гука и Антонии ван Левенгука, все большие учёные начали исследовать строение различных частей животных и растений. Они старались пользоваться всё более сильными линзами, и тем не менее прошло почти два столетия, прежде чем стало очевидно, что клетка – основа строения всех живых существ. Исследователи обнаружили, что все клетки различных организмов устроены по общему плану. В 1831году шотландским ботаником Робертом Броуном было впервые описано ядро в растительных клетках. В 1838году немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришёл к выводу, что ткани растений состоят из клеток. В 1839году немецкий физиолог Теодор Шванн опубликовал ставшее впоследствии знаменитым сочинение “Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений”, в котором сформулировал вывод о том, что клетка является структурной и функциональной единицей живых организмов. Теодор Шванн помимо своих исследований, опирался на работы Маттиаса Шлейдена, впервые заговорившего о важной роли ядра. Эти наблюдения были дополнены немецким учёным Рудольфом Вирховым, который показал, что каждая клетка возникает только из другой клетки. Р.Вирхов сформулировал важнейшее положение: каждая клетка может происходить только из другой клетки путём деления.

Можно заполнять таблицу:

Основные этапы развития клеточной теории.

Этап Год Учёный Вклад в развитие теории
       

Клеточная теория утверждает, что все организмы состоят из клеток; клетка – самая маленькая структурная единица, обладающая всеми свойствами. Клеточная теория сохранила своё значение и в настоящее время. Она дополнена многочисленными материалами о строении, функциях, химическом составе и развитии клеток живых организмов различных царств.

(слайд 7).

В дальнейшем, успехи изучения клетки связаны с усовершенствованием инструментов и развитием методов исследования. Усовершенствование светового микроскопа и методов исследования окраски клеток позволили выделить и описать не только ядро и цитоплазму клетки, но и многие другие заключённые в ней части – органеллы.

Сообщения учащихся о методах изучения клетки.

3. Закрепление знаний (тесты)

1. Клеточное строение всех организмов свидетельствует:

А) о единстве живой и неживой природы;

Б) о единстве химического состава клеток;

В) о единстве происхождения живых систем;

Г) о сложности строения живых систем.

2. Какое из названных свойств принадлежит любой клетке:

А) способность к образованию гамет;

Б) способность проводить нервный импульс;

В) способность сокращаться;

Г) способность к обмену веществ.

3. Какое положение точнее указывает сущность клеточной теории:

А) все растительные организмы состоят из клеток;

Б) все животные организмы состоят из клеток;

В) все, как низшие, так и высшие организмы состоят из клеток;

Г) клетки всех организмов имеют одинаковое строение.

4. Сходство в строении растительных и животных клеток обнаружили:

А) Р.Гук и А.Левенгук;

Б) Р.Броун;

В) М.Шлейден и Т.Шванн;

Г) Р.Вирхов и К.Бэр.

4. Домашнее задание: учебник И.Н.Пономарёвой параграф 4, вопросы в конце параграфа.

Используемая литература.

  1. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор Биология: в 3 т. Т 1. (перев. с анг. под ред. Р.Сопера – М.: Мир, 1993 г.).
  2. Общая биология: учебник для 10 – 11 кл. школы с углубленным изучением биологии (А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаглев. Под редакцией А.О.Рувинского – М.: Прсвещение, 1993 г.).
  3. Энциклопедия “Тайны живой природы” под редакцией В.Бологова (перев. с итальянского – М.: Махаон, 2008 г.).