"Научим друг друга"

Разделы: Начальная школа


Хочу поделиться опытом работы по программе “Гармония”, 2 класс, русский язык.

Изменить отношение детей к предмету “Русский язык” можно одним способом – изменить характер преподавания этого предмета. Прежде всего, нужно сделать так, чтобы маленькому школьнику было интересно на уроках русского языка. Но никаким внешним оформлением, никакими играми и игрушками (хотя они могут быть вполне уместны) этого добиться нельзя. Путь один: способствовать зарождению у ребёнка познавательного интереса – сначала интереса к работе на уроках русского языка, а потом – и к самому языку, к его изучению. Обеспечить такое возрастание ребёнка позволяет деятельностный подход к организации обучения, при котором ученик – не объект обучения (тот, кого учат), а субъект (тот, кто учится). Наша задача – построить обучение так, чтобы ребёнок на уроке двигался от вопроса, проблемы – к ответу, решению и далее – к практическому применению приобретённых знаний и умений. Благодаря этому, его должно сопровождать чувство уважения к себе как обучающейся личности, чувство удовлетворения от собственного продвижения.

Предмет “Русский язык” особый. На нём изучается то, чем пришедший в школу ученик в значительной мере уже владеет. Он склоняет, спрягает, строит предложения, включает в каждое из них подлежащее и сказуемое, употребляет приставки и суффиксы и т.д. Но при этом он “не знает, что что-то в языке знает”. Вот и надо, чтобы на уроках русского языка дети, опираясь на уже имеющийся опыт, сначала успешно выполняли какие-то практические языковые действия:

а) “открыли”, что при письме на месте одного и того же звука (безударного гласного или парного по глухости-звонкости согласного) бывают разные буквы, из которых для конкретного слова правильна только одна;

б) систематически упражнялись в поиске таких звуков в ходе письма под диктовку и при списывании (в течение 1-го класса)

Ответ представляется очевидным: понятием орфограмма такие дети уже практически владеют и объективно готовы к его научному оформлению, т.е. к восприятию определения, осознанию существенных признаков понятия, а также к введению термина. Остаётся соединить имеющееся у учащихся представление об “опасных местах” с понятием орфограмма, сделать для них очевидной сущность орфографических проблем.

При работе по учебнику “К тайнам нашего языка” именно такая задача решается в первой четверти 2-го класса в начале раздела “Главные опасности письма”

“Знаю или не знаю? Пишу или ... ?”

Задача урока 1 – существенно видоизменить способ орфографического действия учеников: позволить им решать орфографические задачи не по следам пропуска орфограмм, а сразу, по ходу письма. На этом уроке вводится памятка 4.

Она станет главным руководством к орфографическому действию, причём не только на данном этапе, но и в дальнейшем. Предлагаемая в ней последовательность операций должна лечь в основу свободного детского письма. Рекомендация проста: точно знаешь написание (помнишь букву, действуешь по правилу) – пиши; не знаешь или не уверен – оставляй “окошко”. Если пропусков в слове много и оно может стать непонятным, надпиши варианты букв. Эту операцию можно выполнять уже на этапе проверки.

В начале урока автор советует вернуть учеников к мысли о том способе письма, которому они учатся. Прежде всего, уточнить главное: зачем этот способ нужен. Встречаются

случаи, когда школьники, научившись оставлять “окошки”, не могут сказать, зачем они это делают. Получив желаемое объяснение (“окошки” помогают не делать ошибок; они помогают думать, когда пишешь), обсуждаем , как нужно действовать по памятке 3, и предлагаю проверить себя, записав несколько слов.

Замечательно, что работа идёт на интересных упражнениях.

№157

Ты знаешь, что такое “бутерброд”?

Смотрим значение слова в толковом словаре, уточняем произношение в слове. Затем работаем с текстом “Как бутерброд сделать красивым”.

№158

Ч.удак м.т.матик
В (г,Г) ермании ж.л.
Он хле. с к.лб.сою
Случ.йно слож.л!
Затем результат
Полож.л себе в ро. .
Вот так человек

Изобрёл. ... (бутерброд)

Мы работали не только на уроках русского языка. Поговорили о полезных бутербродах, решили их приготовить. Оценивали сами ребята. Какой бутерброд самый полезный, самый оригинальный, вкусный, большой, оригинальный.

Приложение.