Игровые приемы на логопедических зханятиях с дошкольниками и младшими школьниками с ОВЗ

Разделы: Логопедия


Раздел I. “От звука к слову”.

1. Дифференциация звуков [с – ш] на слух.

Цель: учить детей различать звуки [с – ш] в словах.

Таблица 1.

Дошкольники Школьники
Дидактическая игра “Свистульки-шипульки”.

Дети делятся на две команды.

Инструкция для команды “Свистульки”: Встаньте, если услышите в слове звук С.

Инструкция для команды “Шипульки”: Встаньте, если услышите в слове звук Ш.

Примерный перечень слов: собака, шапка, мишка, крыса, шишка, нос, сушка и т.д.

Примечание: если в слове два звука (сушка), встают одновременно две команды.

Оборудование: символы звуков С и Ш (свисток и змейка).

Дидактическая игра “Турнир Звукознаек”.

Дети делятся на три команды.

Инструкция для первой команды “Свистульки”: Встаньте, если услышите в слове только звук С.

Инструкция для второй команды “Шипульки”: Встаньте, если услышите в слове только звук Ш.

Инструкция для третьей команды

“Шустрики”: Встаете, когда услышите в слове сразу два звука С и Ш.

Примерный перечень слов: старушка, шалаш, пушистый, сосны, шустрый, смешить и т.д.

2. Произношение звуков [с – ш] в словах.

Цель: учить детей правильному произношению слов с оппозиционными звуками, формировать и совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова, активизировать словарь и расширять знания ребенка об окружающем мире.

Таблица 2.

Дошкольники Школьники
Дидактическая игра “Веселые паровозики”.

Дети получают билетики (предметные картинки).

Инструкция. Выдели звук С или Ш в слове и найди свой паровозик.

Ребенок со своим словом “садится” в соответствующий паровозик. Логопед (контролер) проверяет билетики – ребенок четко произносит свое слово, выделяя соот. звук в слове

Оборудование: символы звуков С и Ш для машинистов паровозиков, предметные картинки-билетики (санки, шапка, маска, кошка и др.).

Примечание: количество картинок должно соответствовать количеству детей.

Дидактическая игра “Новоселье”.

Детям раздаются предметные картинки.

Инструкция.

1. Выдели звук С или Ш в слове и найди свой подъезд.
2. Посчитай сколько слогов в слове и размести “новосела” (предметную картинку) на нужный этаж.

Ребенок прикрепляет картинку и произносит слово, доказывая правильность своего выбора.

Примерный перечень слов: сыр, шар, мышка, крыса, лошадка, самолет, карандаши, самовары.

Оборудование: предметные картинки (слова со звуками С и Ш разной слоговой структуры), панно “двухподъездный четырехэтажный дом”.

Раздел II. “От слова к предложению”.

1. Произношение звуков [с – ш] в предложении.

Цель: учить правильному произношению звуков в предложении, формировать представление детей о структуре предложения, увеличивать объем вербальной памяти, концентрировать внимание детей.

Таблица 3.

Дошкольники Школьники
Дидактическая игра “Живые слова”.

Каждому ребенку предлагается запомнить одно слово.

Инструкция. Давайте поиграем в игру “Живые слова”. Ты будешь слово “старушка”, ты – слово “на”, ты – “сушила”, ты – “сушилке”, ты – “шарфик”. Встаньте в таком порядке, в каком услышите слова в предложении.

Логопед произносит предложение (Старушка сушила шарфик на сушилке.). Дети-слова встают в том же порядке. Проверяется правильность построения предложения. Логопед меняет порядок слов в предложении, дети перестраиваются.

Дидактическая игра “Живые слова”.

Ученикам раздаются полоски с напечатанными словами (старушка, шарфик, сушилка, сушила, на). Дети выстраиваются в том порядке, в котором слышат эти слова в предложении, сказанные логопедом.

Шарфик на сушилке сушила старушка.
На сушилке старушка сушила шарфик.
Старушка сушила шарфик на сушилке.

Оборудование: полоски с напечатанными словами.

Примечание: школьникам можно предложить предложение с большим количеством слов.

Дидактическая игра “Протопай предложение ножками”.

Логопед произносит предложение, дети (или логопед) выкладывают схему этого предложения на полу.

Инструкция: “Скажи” предложение ножками.

Дети вышагивают рядом с полосками (слово-полоска – шаг), четко проговаривая каждое слово в предложении.

Оборудование: картонные полоски – слова, треугольник – предлог, кружок – точка.

Дидактическая игра “Прочитай” предложение шагами”.

Оборудование: полоски – слова, треугольник – предлог, кружок – точка.

Примечание: школьникам предлагаются предложения с большим количеством слов.

Дидактическая игра “Шифровальщики”.

Логопед произносит предложение и выкладывает его схему на полу.

Детям предлагается выложить буквы С и Ш в словах с соответствующими звуками.

Инструкция: Найди в предложении слова со звуками С или Ш и обозначь их буквами.

Оборудование: полоски – слова, треугольник – предлог, кружок – точка, карточки с буквами С и Ш.

Дидактическая игра “Шифровальщики”.

Логопед диктует предложение.

Инструкция: Изобрази графически предложение. Выдели предлоги. Найди слова со звуками С и Ш, обозначь их соответствующими буквами. (Под буквами можно цифрами указать место звука в слове).

Оборудование: доска, маркеры для доски, ручки, листы бумаги.

Примечание: школьникам даются задания в соответствии с программными требованиями.

Дидактическая игра “Веселые человечки”.

Цель: распространение предложения методом подбора прилагательных.

Детям предлагается придумать предложение по сюжетной картинке.

(Например, “кошка спит на подушке”.)

По количеству слов выставляются синие фигурки человечков, предлог обозначается маленьким красным человечком.

Инструкция: Подберите “красивое слово” (слово-признак) к слову “кошка”.

Логопед выставляет желтую фигурку перед словом “кошка”, дети повторяют измененное предложение. (Пушистая кошка спит на подушке.)

Инструкция: Подберите “красивое слово” (слово-признак) к слову “подушка”..

(Пушистая кошка спит на большой подушке.) и т.д.

Учим детей распространять предложение, подбирая слова-признаки.

Оборудование: разноцветные фигурки картонных человечков (много синих и несколько разноцветных), сюжетная картинка.

Дидактическая игра “Красочное предложение”.

Ученикам предлагается придумать предложение по сюжетной картинке или с определенным количеством слов (письменно или устно со схемой).

Инструкция: Найди в предложении слова-предметы (существительные) и подбери к ним по два (три) слова-признака (прилагательных).

Запиши новое предложение (или Составь схему нового предложения). Выдели слова-признаки волнистой линией.

Примечание: школьникам предлагается предложение с большим количеством слов.

(Смешная, полосатая, пушистая кошка спит на большой, красной, шелковой, подушке.)

Примечание: необходимые условия игры в данном варианте – подбор прилагательных со звуками С, Ш.

 

 

Дидактическая игра “Предложение по кругу”.

Дошкольникам предлагается запомнить фразу из 4–5 слов.

(Пушистая кошка спит на большой подушке.)

Инструкция: Каждый говорит только одно слово из предложения и передает мяч по кругу.

Оборудование: мячик (плюшевая игрушка), сюжетная картинка, как зрительная опора.

Примечание: игра предлагается как физкультминутка или в конце занятия для закрепления пройденного материала.

Дидактическая игра “Предложение по кругу”.

Для школьников усложняется конструкция предложения,

ускоряется темп проговаривания слов

(Смешная, полосатая, пушистая кошка спит на большой, красной, шелковой подушке.)

Инструкция: Называйте слова по порядку, передавая мяч по кругу.

Предложение повторяется несколько раз по кругу. Допустив ошибку, ребенок выходит из круга. Выигрывает тот, кто останется в круге один.

Оборудование: мячик, (по необходимости, сюжетная картинка).

Дети с ОВЗ, как все остальные дети, а может быть, даже более, нуждаются в том, чтобы окружающая их среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Игра помогает создать теплую атмосферу, доверительные отношения, дружную обстановку, зажечь соревновательный интерес. Коррекционное занятие становится более интересным и эффективным, т.к. концентрирует мыслительную деятельность и внимание ребенка, совершенствует его моторику и координацию, ускоряет реакцию ответа, привносит положительные эмоции.

Благодаря речевым играм и приемам у детей дошкольного и младшего школьного возраста расширяется словарный запас, происходит совершенствование грамматического строя речи, осуществляется переход от ситуативной формы речи к контекстной, возрастает регулирующая функция речи в поведении, формируется внутренняя речь, как основа речевого мышления.

Занимательные игры побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить. У детей с ОВЗ появляется интерес к учебной деятельности. Обучая детей в процессе игры, педагог стремится к тому, чтобы радость от игры у ребенка перешла в желание учиться. А учение должно быть с увлечением!