Методические технологии непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Разделы: Логопедия


Предмет: Логопедия.

Раздел: Заикание.

Вид нод: II этап (период– сопряжённого произношения).

Возрастная группа: старшая (5–6 лет).

Форма работы: фронтальная.

Цель: Воспитание сопряженного произношения, речевого дыхания;
Обогащение номинативного, предикативного словаря по лексической теме “Золотая осень”.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать умение правильного речевого дыхания, мягкой голосоподачи, сопряженного произношения;
  • Развивать метроритмическое чувство, используя речь, движения;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную маторику;
  • Способствовать развитию номинативного и предикативного словаря;
  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Образовательные задачи:

  • Закреплять и расширять знания детей о сезонных явлениях(осень);
  • Способствовать развитию музыкально-ритмического чувства (слухового и ритмического слуха).

Воспитательные:

  • Формировать коммуникативные навыки – доброжелательности, взаимоуважения;
  • Воспитывать привычку выполнять необходимые правила самостоятельно.

Интеграция образовательных областей:

– “Коммуникация”, “изобразительное искусство”, “физическая культура”, “ музыка”, “здоровье”, “социализация”, “познание”, “чтение художественной литературы”.

Методы работы: Словесные, наглядные, практические, игровые, оценка качества.

Приёмы:

  • Словесные инструкции, пояснения(в сопровождении конкретного показа движения),рецитация стихотворения, указания;
  • Наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно-слуховые;
  • Вводные упражнения, распевание, пение (вместе с педагогом),слушание музыки с последующими упражнениями.

Оборудование: Осенние листья, иллюстрации осенних репродукций, аудиозапись П.И.Чайковского “Времена года – Осень”, Муз.пр. “Ветер играет с листочками” А Жилина,“Осень, милая, шурши” муз. М. Еремеева, сл. С.Еремеева , “Упражнение с листочками” Т.Ломомой. “Игра с Ёжиком” муз. Насауленко. “Здравствуй, осень!” Е. Тиличеева(сборник “развлечения в дет.саду”с.111), Презентация 1 к ОД.

Содержание организационной деятельности.

I. Дети входят в зал свободно, звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года – Осень”. Слайд 3.

– Придумано кем-то просто и мудро,
При встречи здороваться – Доброе утро!
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым –
Пусть “доброе утро” длится до вечера.

Логопед напоминает детям правило:

Внимательно слушай, запоминай и вместе со мной повторяй.

(Дети, по очереди, повторяют вместе с Логопедом.)

Приветствие с использованием невербальных средств выражения эмоций:

Задание: Встать в круг, положить руки друг другу на плечи,
Улыбнуться, посмотреть друг другу в глаза,
Поздороваться за руку.

Слайд 4.

Логопед:

– Осень, по утрам морозы.
В рощах жёлтый листопад.
Листья около берёзы
Золотым ковром лежат.

Слайд 5.

В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья нам ребята не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки держитесь.

II.

1. Ритмическая разминка.

Хоровод “Здравствуй, осень!”

– Муз. руководитель и Логопед пропевают слова, дети напевают мелодию и выполняют движения.

– Дети берутся за руки и за Педагогом идут хороводным шагом, “Змейкой” между разложенными на полу листьями.

Слайд 6.

2. Мимическая гимнастика.

– Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

“Осень”.

Осень длинной тонкой кистью (Движения губами от правой щеки к левой.)
Разукрасила все листья:
Жёлтый, красный, золотой – (“Восторг”-“Удивление”.)
Как красив ты, лист, резной! (Удивленно-радостно вскинуть брови.)
А ветер щёки толстые надул, надул, надул – (Нахмурить брови.)
И на деревья тонкие подул, подул, подул… (перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки).)
Жёлтый, красный, золотой – (Поочередно закрывать и открывать глаза.)
Облетел весь лист резной…
Как обидно, как обидно – (“Разочарование” – грустная мимика лица.)
Листьев нет лишь ветки видно.

Логопед:

– Соберём из листьев веер,
Яркий и красивый. 
Пробежит по листьям ветер, 
Лёгкий и игривый.

Слайд 7.

3. Упражнение “Ветер и листья” с элементами артикуляционной гимнастики.

– Подул осенний, тёплый ветерок.

(После вдоха дети задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят [Ф].)

– Длительно, на одном выдохе тянуть звук [Ф]. (Верхняя губа приподнята, нижняя губа приближена к верхним зубам.)

На одном выдохе произносят несколько раз звук [П], делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз “листья опали”

– Чётко и громко произносить звук [П]. (Плотно сомкнуть губы, затем несколько раз подряд с усилием произнести [П-П-П].)

Особое внимание обращается на плавность выдоха.

4. Динамическое упражнение “Листики”.

(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)

“Листики”.

Мы листики осенние на веточках сидим (Приседают.)
Дунул ветер – полетели (Лёгкий бег по залу.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Остановились , присели.)
Ветер снова набежал (Взмахи руками в стороны.)
И листочки все поднял. (Встают.)
Закружились, полетели (Кружатся, бегут по залу.)
И на землю снова сели. (Присаживаются на стульчики.)

Слайд 8.

5. Упражнение на дыхание.

“Армянская народная мелодия” обр.А. Долуханяна.

Логопед: – Вот мы и в лесу. Ах, какой свежий воздух!

Давайте подышим лесным воздухом.

(Логопед напоминает детям правило.):

– Внимательно слушай, запоминай и вместе со мной повторяй.

Вдыхать воздух через нос, выдыхать – через рот

Логопед:

Воздух! (Ребенок проговаривает вместе с логопедом.)
– Какой воздух! (Ребенок повторяет вместе с логопедом.)
Ах, какой воздух! (Ребенок повторяет вместе с логопедом.)
Ах, какой свежий воздух! (Ребенок повторяет вместе с логопедом.)
Ах, какой свежий воздух в лесу! (Ребенок повторяет вместе с логопедом.)

6. Музыкально-ритмическое упражнение.

– Ветер играет с листочками, и мы слышим их перешёптывание? О чём они говорят, послушаем? (Звучит тихо музыка “Ветер играет с листочками” – дети прислушиваются.)

– Дети имитируют лёгкие движения листочков.
– Дети меняют движение в зависимости от темпа музыки.

7. Пение “Осень, милая, шурши”.

Логопед:

– По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый …..ёжик.

Слайд  9.

Пыхтя тащил домой листок
Проворный маленький зверёк.
Ни головы, ни ножек, –
Конечно, это ёжик.

Логопед: – Осенью трудится серый зверёк, в доме подстилку из листьев, выстелет он.

8. Пальчиковая гимнастика “Ёжик”.

(Дети сопряженно повторяют за логопедом и выполняют упражнение для мелк. моторики “Ёжик”.)

Маленький ёжик , четверо ножек
Он бежит, бежит, бежит.
На колючках лист лежит.

– Хорошо потрудился ёжик, выстелил себе к зиме мягкую и теплую подстилку. Делу время и потехе час…

– Ёжик, ёжик отдохни да ребят повесели.

1, 2, 3, – ребятишек догони!

(Проговаривание слов сопряжено с отхлопыванием в ладоши.)

III.

Логопед: – Ох, как мы устали! Отдохнем!

(Дети садятся, расслабленно опускают голову на грудь, руки свободно лежат на коленях. Глаза закрыты. В таком положении – 10 секунд.)

– Мы отдохнули, спокойно поднимайте голову, откройте глаза, посмотрите на меня. Нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо тебе лес за волшебные мгновенья чудес, спасибо добрый Ёжик, нам было очень весело с тобой.

Слайд 10.

– На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово – что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться.
Чтоб завтра себя, самого, не стыдиться.

Рефлексия.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года – Осень”.

Дети хороводным шагом идут за логопедом.

Логопед вспоминает с детьми ход занятия. Положительно оценивает детей.