Издательская деятельность как способ повышения профессиональной компетентности учителя иностранного языка

Разделы: Администрирование школы


Целевым назначением деятельности методической службы является оказание помощи педагогу в его профессиональном развитии. От правильной организации деятельности зависит повышение творческого потенциала методического объединения. Для этого используются традиционные и инновационные формы деятельности - семинары, мастер-классы, практикумы, проведение открытых уроков, участие в конкурсах.

Основными задачами районного методического объединения учителей иностранного языка, руководителем которого я являюсь уже 6 лет, являются:

1) организовать эффективную структуру методической работы, исходя из цели и задач современного процесса образования;

2) осваивать новое содержание, технологии и методы педагогической деятельности в образовательной области. (ФГОС НОО);

3) проводить систематический обзор научно-методических материалов для повышения информированности педагогов, развития профессионального уровня, стимулирования потребности педагогов в самообразовании;

5) совершенствовать методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического обеспечения;

6) усилить работу с одаренными детьми и высоко мотивированными детьми;

7) изучать, обобщать и распространять педагогический опыт, вести самообразовательную работу, повышать уровень педагогического мастерства;

8) повысить эффективность использования в обучении и повышении профессиональной компетентности педагогов новых информационно-коммуникационных технологий.

Функциями методического объединения являются:

  • научно-методическая,
  • организационно-методическая,
  • информационная,
  • экспертная,
  • образовательная;
  • консультационная.

Одним из условий модернизации образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Профессиональная компетентность – способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе опыта, знаний и ценностей. Однако формы, используемые в работе методиста не всегда приносят ожидаемый результат. Анализ работы РМО за прошлый год показал следующее.

1. Учителя неактивно повышают свой уровень квалификации, не смотря на то, что на сегодня существует много возможностей дистанционного обучения, а также с использованием Интернет-ресурсов.

2. Учителя, участвуя в семинарах и вебинарах, видят необходимость узнавать о современных направлениях в соответствии с требованиями ФГОС. Это дает возможность обсудить с коллегами проблемные вопросы современного образования.

3. Учителя иностранного языка участвуют в конкурсах неактивно. Более 70% учителей (больше половины) не принимали в этом году ни в одном из профессиональных и творческих конкурсах, тем самым не распространяя свой опыт, мастерство. Это не дает возможности повысить свой уровень квалификации.

4. Сравнительная диаграмма показывает, что количество участвующих учителей держится на одном уровне (муниципальные краевые, всероссийские конкурсы). Наблюдается незначительная положительная динамика участия учителей в международных конкурсах. В общем, активность участия учителей в конкурсах не высока.

Как разнообразить формы и методы работы с педагогами? Как помочь учителю повысить свой уровень профессионализма и пройти аттестацию успешно?

В методической работе самым сложным остается мотивация педагогов на деятельность. Мы считаем, что издательская деятельность способна решить эту задачу. Имея возможность трансформировать свои знания, достижения, педагог заинтересовывается, самореализуется, и имеет возможность повысить свою конкурентоспособность.

Планируя работу на новый учебный год, я провела анкетирование для учителей, которое показало, что учителя хотели бы принять участие в издательской деятельности и указали, кем бы они хотели быть, какие функции выполнять. Поэтому в августе на первом заседании РМО учителей иностранного языка было принято решение выпускать методический бюллетень. Учителя разделились на группы и обсудили название, определили рубрики, распределили роли и функции.

В результате в этом учебном году вышли в свет 3 выпуска методического бюллетеня “Lingva” и 3 выпуска приложения к бюллетеню. В выпусках бюллетеня есть рубрики:

  • Гость номера.
  • Статья номера.
  • Современному учителю - современный урок.
  • Методическая копилка
  • Внимание, конкурс!
  • Готовимся к празднику.
  • Новости.
  • Знаменательные даты года.

Название каждой рубрики говорит само за себя. Гостем номера становится интересная личность.

Статьей номера является актуальная статья. В рубрике “Методическая копилка” учителя делятся свои опытом, раскрывают “изюминки” преподавания иностранного языка. Рубрика “Готовимся к празднику” дает возможность учителям использовать интересное на уроке и во внеурочной деятельности в преддверии праздников. В рубрике “Новости” можно узнать итоги проведенных конкурсов, мероприятий.

В приложениях учителя имеют возможность быть в курсе всех возможностей повышения уровня своей компетенции. Здесь можно узнать о дистанционных образовательных проектах, которые позволяют принять участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях педагогу вместе с учениками. В приложениях также всегда актуальная информация о вебинарах издательств “Титул”, “Просвещение”. Учителя, которые стремятся повысить уровень квалификации и принять участие в профессиональных конкурсах, найдут подробную информацию. Учитель заинтересовывается, самореализуется, обменивается опытом и знаниями, повышается его конкурентоспособность. Бюллетень имеет успех среди учителей и методистов района. Выпуски выходят в электронном и печатном виде в формате PDF.Бюллетень создается в программе Office Publisher.Учителя готовят статьи, подбирают интересный материал, делают фотографии, берут интервью у своих коллег. За каждый выпуск отвечает рабочая группа учителей из разных образовательных учреждений района. В итоге и методический центр района одобряет данную работу и ее результаты. Надеюсь, что бюллетень будет выходить еще не один год. Издательская деятельность позволяет в полной мере решать поставленные задачи и тем самым выполняет все функции методического объединения. У педагогов много творческих идей, мыслей и планов ,которые позволяют расширить диапазон обсуждаемых тем, сделать бюллетень более интересным и современным.

В статье я поделилась опытом работы над повышением профессиональной компетентности учителя иностранного языка.