Интегрированное занятие логопеда и психолога по теме "Различение букв "Ш" и "Щ". 2-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия

Класс: 2


Сохранение здоровья ученика одна из важнейших задач современной школы. Одной из составляющих здоровья является и психологическое здоровье. Для поддержания данного вида здоровья было организовано психолого-логопедическое занятие. Уникальность данного занятия в том, что на основе логопедического материала по различению звуков и букв [Ш] и [Щ] создается игровая ситуация, с помощью которой дети учатся конструктивному выходу из конфликтной ситуации, что способствует психологическому здоровьесбережению учащихся.
Так же занятие направленно на развитие диалоговой речи, формирование умения дифференцировать звуки и буквы в слогах, словах и предложениях; осознание ценности дружбы, развитие навыков сотрудничества, формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей.

Интегрированное занятие логопеда и психолога для 2-го КРО класса на тему: «Различение  «Ш» и «Щ»».

Цель занятия: формирование навыков различения звуков и букв [Ш] и [Щ], совершенствования навыков звукового и буквенного анализа; зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением; формирование умения конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, взаимопонимания, доброжелательности.

Задачи:

  • развитие фонематического слуха с опорой на артикуляцию звуков «Ш» и «Щ»;
  • закрепление зрительного образа прописных букв;
  • тренировать умение выражать разные эмоции в мимике;
  • развитие способность детей к рефлексии через самооценку своих достижений.

Оборудование: настольные зеркала, сигнальные карточки, мультимедийный проигрыватель, запись песни Михаила Плецковского «Голубой вагон», тетради, проектор, презентация «Королевство Алфавита» (Приложение 1)

Предполагаемый результат.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация – действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД: целепологания – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.
Познавательные УУД: смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решения  и его реализация.

Ход урока:

1. Оргмомент

Логопед: «Здравствуйте ребята, сегодня у нас не простой урок, т. к. вести его будут два учителя логопед и психолог».

2. Вступление

Слайд №1.

Логопед: «Мы сегодня расскажем вам  историю, которая произошла в Королевстве «Алфавита». Жили-были две буквы.

Слайд № 2

«Ш» и «Щ» родные сестры,
Но у «Щ» есть хвостик острый.
Были они очень дружные,
Все у них было общее.
Вместе играли, вместе ходили на шейпинг».

Слайд № 3.  «А вы знаете, что такое шейпинг?» Мы тоже с вами сделаем зарядку для язычка».

Слайд №4. Артикуляционная гимнастика.

3. Определение темы занятия

Слайд № 5.

Логопед: «Сестер всегда волновал вопрос, мы одинаковые или разные, как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке». (рассуждение детей над целью урока)

4. Работа по теме урока

Слайд №6. Анализ артикуляции и характеристика звука.

Логопед: «Возьмите зеркало, произнесите звук «Ш», назовите положение язычка и губ, дадим характеристику звука (согл., шипящий, глухой, твердый). Слайд №7. Произнесите звук «Ш», назовите положение язычка и губ, дадим характеристику звука (согл., шипящий, глухой, мягкий). Что общее и чем отличаются эти звуки?» Вывод: это разные звуки, положение губ и языка у них разное.

Слайд №8. Анализ написания букв «Ш» и «Щ».

Логопед. «Каким элементом буква «Щ» отличается от буквы «Ш» (у «Щ» есть маленькая петля внизу). Пропишите буквы в тетради».

Слайд №9.

Психолог. «Однажды буквы поссорились. Ребята, когда люди ссорятся, это отражается на их лице? (Да). Выражение на лице нашего настроения называется эмоции. Посмотрите на слайд, вы видите картинки с изображением лиц с разными эмоциями (удивление, радость, злость, непонимание). Вовремя ссоры какое выражение на лице? Выбери и покажи картинку с помощью сигнальных карточек. Возьмите зеркало и изобразите такое же выражение лица. Посмотрите друг на друга, вам нравятся ваши лица? (Нет). И наши буквы «Ш» и «Щ» стали такие же не красивые. Какой можно сделать вывод?» Вывод: когда люди ссорятся, становятся очень не красивые и не приятные.

Слайд №10. Физминутка

Психолог: «Когда люди ссорятся, они очень похожи на большой надутый шар. Давайте изобразим: встанем, поднимая руки вверх, произносим звук «Ш», а когда люди мирятся, они похожи на маленький симпатичный шарик. Руки опускаем, произносим «Щ» и улыбаемся». Повторить несколько раз.
Слайд № 11.

Логопед: «В ссоре сгоряча, буквы решили разделить свои вещи. Задание: выбери картинки, в названии которых есть звук «Ш», положить к букве «Ш», а в которых есть звук «Щ», поставить к букве «Щ». Запиши в тетради в два столбика».

Логопед: «Когда люди в соре, какое у них настроение? И нашим сестричкам стало плохо друг без друга, скучно, безрадостно и они решили… Что они решили дети? Как вы думаете?» (Помириться).

5. Закрепление. Работа с чистоговоркой. Слайд № 12.

Логопед: «Буква «Ш» сказала: «Ша-ша-ша, доброй быть должна душа».
Повторить хором. Какой звук чаще всего встречается в чистоговорке? («Ш»)
Что обозначает слово душа? Что значит доброй?»
Буква «Щ» добавила: «Щать-щать-щать мы научимся прощать». Повторить хором. Какой звук чаще всего встречается в чистоговорке? (Щ) В каком слове вы услышали звук «щ» (прощать), а что значит прощать».

Слайд № 14.

Логопед: «А что сестры сказали друг другу, вы узнаете если в слова стихотворения вставите пропущенные буквы «Ш» и «Щ».

Давай мириться я про..у,
И ты прости..ь, и я про..у.

(Один ученик работает у доски, остальные дети в тетради.)

Логопед: «Прочитай что получилось. Вам понравилось стихотворение? Пусть оно правилом, девизом вашей жизни».

6. Завершение занятия

Психолог: «Мы с вами сегодня путешествовали в Королевство «Алфавита».

Слайд №15. Продолжи предложение:

– на сегодняшнем уроке я узнал…
– самым интересным было…
– сегодня я сумел…
– на этом уроке я похвалил бы себя за…

Что бы сохранить дружеское настроение мы все вместе споем несколько строк из песни Михаила Плецковского «Голубой вагон». (Поются строчки: «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки»).

Благодарим за урок, похлопаем друг другу».