Урок русского языка по теме "Условное наклонение глагола". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


ТИП УРОКА: открытие нового знания.

ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомление учащихся с особенностями образования, употребления в речи, правописания глаголов условного наклонения.

ЗАДАЧИ:

  • Дать понятие о значении, образовании и изменении глаголов в условном наклонении.
  • Усвоить нормы согласования глагола-сказуемого в форме условного наклонения с подлежащим.
  • Закрепить правописание частицы БЫ (Б) в формах условного наклонения.
  • Повторить правописание личных окончаний глаголов.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: презентация по теме урока (В презентации использованы 4 слайда, автор: Табунова Е.А., учитель русского языка средней школы г. Шипуново), модуль контроля по теме “Спряжение глаголов” из коллекции ФЦИОР http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=личные%20окончания%20глаголов

ЭТАПЫ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Мотивация
1. Организационный Проверяет готовность учеников к уроку, настраивает на урок. Эмоционально настраиваются на урок.  
2. Актуализация знаний в форме “Третий лишний”. Предлагает в каждой группе слов найти лишнее, обосновать выбор:

-Начнём урок с небольшой “лингвистической разминки”:

Бежать, читать, мечтать.
Начинать, кричать, играть.
Слышать, знать, держать.
Хотеть, уметь, греть.
Лететь, звенеть, белеть.

1.Записывают группы слов, участвуют в обсуждении.

2.Несколько учеников работают с карточками “Правописание личных окончаний глаголов”.

Познават. мотивы: проблемная ситуация вызывает интерес к закономерностям в учебном материале
3. Повторение правописаний личных окончаний глаголов. Диктует предложения (модуль контроля по теме “Спряжение глаголов” из коллекции ФЦИОР):

В худом котле вода не держится.

- Подберите синоним к слову “худой”.

Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят.

Всякое семя сеют в свое время.

В чём особенность сущ. “семя”?

Беда вымучит, беда и выучит.

- В чём “коварство” глаголов с приставкой ВЫ-?

Видишь мило, да идёшь мимо.

Вёдрами ветра не смеряешь.

Баснями закрома не накормишь.

Гроза в лес не гонит.

Кто сеет мир, пожнёт счастье.

- Что объединяет данные предложения? (Пословицы)

1.Один из учеников работает с модулем за компьютером.

2.Класс записывает предложения, определяет спряжение глаголов, графически обозначает орфограмму.

3.На доске учеником выполняется синтаксический разбор предложения.

4.Взаимопроверка с комментированием по модулю.

5.Проверка синтаксического разбора другим учеником.

Учебно-познавательная мотивация: самоконтроль в ходе работы, взаимоконтроль, интерес к анализу собственных ошибок.
4.Переход к теме урока. Беседа:

- В форме какого наклонения стоят глаголы в записанных вами предложениях? (Изъявительного)

- Почему пришли к такому выводу? (обозначают действия, которые происходят или будут происходить)

- О каких ещё наклонениях знаете?

Отвечают на поставленные вопросы. Интерес при переходе к новому действию, введению нового понятия
5.Постановка учебных задач. Обращается к презентации, где даны вопросы. Слайд № 2

- На все ли вопросы можете ответить сейчас?

- В конце урока вы должны ответить на все вопросы.

Ставят учебные задачи по теме урока. Направленность на самостоятельность при добывании знаний, ситуация “вызова”
6.Анализ текста, исходя из поставленных учебных задач. Предлагает прочитать рассказ В.Драгунского “... Бы” (Слайд № 4 – отрывок) и ответить на вопросы:

- Как образуются глаголы в форме условного наклонения?

- С помощью какой формы глагола читатель понимает, что это всего лишь мечты?

- Какое же действие выражают данные глаголы?

- Как образуются глаголы в форме условного наклонения?

- Как изменяются глаголы в форме условного наклонения? Почему?

- Где по отношению к глаголу в предложении может находиться частица БЫ?

- Как пишется частица БЫ с глаголами?

Читают текст, отвечают на вопросы, записывают выводы.

Было бы – было.
Мама сидела бы.
Папа вошёл бы.
Это было бы интересно.
Дети были бы главные.

Самостоятельное обращение учеников к овладению новым материалом,

Работа с текстом – одно из основных заданий ГИА.

7.Первичное закрепление. Предлагает выписать из текста глаголы в форме условного наклонения с последующей взаимопроверкой (Слайд №5) Выписывают:

Прошёлся бы, стал бы, вертелся бы, напевал бы, мучились бы, приоткрыл бы, сказал бы.

Осуществляют взаимопроверку (работа в парах)

Подобная формулировка присутствует в экз. заданиях.
8.Формирование устойчивых навыков. Работа с учебником. Предлагает прочитать задание к упражнению и выполнить его (на усмотрение учителя, исходя из учебного комплекта) Выполняют упражнение.  
9.Развитие речи. Творческое задание (составление предложений с использованием глаголов условного наклонения). 1. Предлагает иллюстрацию и начало предложения. (Слайды 6,7,8)

2. Усложнение задания: составить сложное предложение из двух простых, употребив в нём глаголы в условном наклонении. (Слайд №9)

1.Составляют предложения.

2.Зачитывают составленные предложения.

3.Выполняют пунктуационный разбор СПП.

Нестандартная форма задания, визуализация, усложнение заданий.
10.Подведение итогов. Рефлексия. Выставление и комментирование оценок. 1. Предлагает ответить на поставленные вначале вопросы и сверить свои ответы с теоретическим материалом учебника.

(Слайд №10)

Отвечают на поставленные вопросы, работают с теоретическим материалом учебника. Самоконтроль на этапе окончания работы

Презентация.