НОД по теме "Закрепление звуков [с], [с'] в речи детей". "Путешествие в космос"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: Закрепление произношения звуков [с , с'] в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Закреплять умение произносить звуки [с, с'] в спонтанной речи.
  • Обучать произношению слов сложного звуко-слогового состава.
  • Развивать связную речь детей по лексическим темам: «Посуда»,  «Продукты питания», «Животные».
  • Развивать грамматический строй речи детей. (Обучать образованию прилагательных от существительных, составлению предложений из данных слов.)
  • Развивать умение проведения звукового анализа слов со стечением согласных.

Воспитательные:

  • Учить детей действовать самостоятельно, после заданной инструкции.
  • Учить детей работать слаженно. Слушать ответы товарищей, не перебивать.

Программное содержание по областям:

Коммуникация:

  • Развивать речедвигательную координацию
  • Активизировать словарь детей

Социализация:

  • Развивать умение общаться в диалоге с педагогом.

Познание:

  • Развивать познавательную активность, любознательность.
  • Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук.
  • Развивать пространственную ориентировку.

Здоровье:

  • Обеспечить оптимальную двигательную активность.
  • Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.
  • Обеспечить охрану зрения детей.

Оборудование:

  • Интерактивная доска с демонстрацией слайдов с изображением космических планет, космических ракет, космодрома; глобус; мягкие модули; костюмы, имитирующие скафандры; демонстрационные картинки с изображением природных зон планеты; игрушечные фотоаппараты и наушники; индивидуальные наборы для составления схем слов и предложений; игрушки, предметы и демонстрационные картинки по темам: « Посуда», «Продукты питания», «Животные».

Ход занятия

1. Организационный момент. Психогимнастика.

(Дети становятся в круг).

Логопед: Ребята, отгадайте мою загадку:

Светит, сверкает,
Всех согревает.
(Солнце).

- Как мы ласково его называем? (Солнышко). Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно (расслабление). Подул холодный ветер, вам холодно (напряжение). Опять засверкало солнышко (расслабление).

П. Актуализация знаний детей.

Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, какой звук в слове «солнышко» мы слышим первым?

- А какой первый звук в слове «сияет»? Какой из них мягкий согласный? Произнесите твердый звук. Оба эти звука [с, с'] -
Дети: (согласные, глухие).

- Сегодня мы совершим путешествие в солнечное царство, космическое государство и повторим звуки [с, с'].

Развитие фонематического восприятия.

- Слушайте внимательно. Я называю планеты, а вы должны выбрать планету, на которую мы полетим. В названии этой планеты должны быть [с] или [с']: Венера, Юпитер, Нептун, Меркурий, Марс.
- Да, мы полетим на Марс. А на какой планете живем мы с вами? Значит мы кто? (Земляне). Как вы думаете: кого мы можем встретить на Марсе? (Марсиан).

III. Закрепление материала.

 Произношение слов сложного слогового состава.

- Готовимся к полету. Кем мы будем в полете? (Космонавтами). Откуда стартуют космические корабли? (С космодрома).

Дети проговаривают слова сложной слоговой конструкции по слогам, отхлопывают количество слогов.

(Логопед на глобусе показывает место космодрома).

- Российский космодром находится в Плесецке. На чем бы нам туда быстрее добраться? Может, на собачьей упряжке? (Нет, это долго, лучше на самолете).

Физкультминутка:

Дети конструируют мягкие модули в форме самолёта.

Логопед: Приготовьтесь, заведите моторы, полетели!

(Дети в быстром темпе произносят звуки д-д-д-д-д-. И имитируют руками движения мотора).

- А вот и космодром. Можно ли полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем? (Скафандры).

(Имитация надевания).

- Вася, ты в чем? (В скафандре). Что такое скафандр? (Космический костюм).

- Внимание! Приготовьтесь к полету. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1! Пуск!

(На интерактивной доске демонстрируется взлёт космической ракеты).

- Закройте глаза. Мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые голова, руки, ноги. Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово?

- Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости.

- А сейчас посмотрите в иллюминатор!

Произношение звуков [с, с']  в словосочетаниях.

- Возьмите фотоаппараты - приступаем к съемкам Земли из космоса. Из пункта радиоуправления полетом нам дают радиосигналы, что нужно фотографировать: лес, сосна. Что будем снимать? (Сосновый лес, сосновые леса). Абрикосы, сад (абрикосовый сад, абрикосовые сады). Аналогично составляются словосочетания из слов: апельсин, сад; кокосы, роща; слива, сад; Сибирь, тайга.

 Звуковой анализ слова «мост».

Дидактическая игра «Поймай звуки».

- Из Центра управления получен сигнал: проверить одно место на реке Енисей. Расшифруйте это слово.

Логопед произносит отдельные звуки, «кидая» их детям.

Дети соединяют их в слово «мост».

- Передайте сигналами кружочками, что мост в порядке. Стукните столько раз, сколько звуков в слове.

(Проводится звуко-слоговой анализ слова «мост»).

 Составление предложений из данных слов.

- Наденьте наушники, выходим на связь с Землей. Передайте правильно радиограммы из следующих слов:
а) пролетать, Северный, полюс, над;
б) видеть, караван, суда;
в) пролетать, пустыня, над;
г) видеть, караван, верблюды.

- Передайте своим близким, какое у нас настроение, есть ли опасность в космосе.

Произношение [с, с'] в стихотворении.

(Эмоциональное чтение стихотворения хором).

Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
Ах, какая красота!
Не страшна нам высота!
Пролетаем над лесами,
Над высокими горами.

 IV. Развитие связной речи.

Логопед: - Ребята, мы прилетели на Марс. Давайте выйдем из ракеты и погуляем по этой планете. (На интерактивной доске демонстрируются слайды с изображением Марса). 

Появляется марсианка.

- Здрав-ствуй-те, я - мар-си-ан-ка Су-са-се-я! Кто вы та-ки-е?

(Мы земляне, наша планета Земля).

- Доб-ропо-жа-ло-вать на Марс. А ка-ка-я ва-шапла-не-та? Что есть на Зем-ле?

Логопед: Дети, как нам познакомить марсианку с Землей?

(Дети приглашают марсианку в космический корабль).

Рассуждения детей:
- Покажем ей посуду. Это стакан, из него пьют сок. Это солонка, в нее насыпают соль. Это сковорода, в ней жарят мясо.

Логопед: Покажите ей продукты питания (Сосиски, мясо, сметана, масло, сливки, сыр). Чем мы будем ее угощать? (Изменение существительных в роде, числе, падеже: сосисками, мясом, сметаной, маслом, сыром, сливками).

Логопед: Познакомьте Сусасею с природой Земли. (Дети называют птиц, зверей, в названиях которых есть [с, с'] ).
(Выставляются другие предметы: сапоги, санки, свисток).

Дети называют их, рассказывают о назначении.

Сусасея: О-чень пон-ра-лись мне ва-ши пти-цы и зве-ри. Ос-тавь-те мне ко­го-нибудь на па-мять.

(Выкладывается из цветных кружков схема слова «лиса»).

Логопед: Догадайтесь, кто останется? Докажите. Теперь проверим, хорошо ли марсианка запомнила предметы с нашей планеты. Сусасея, назови нам слова со звуком [с], а потом со [с']. Назови слово, в котором первый звук [с], а последний - [н]. Это посуда. (Стакан).

(Марсианка допускает ошибку, а дети исправляют).

- Чем мы тебя угощали? Давайте подскажем. В этом слове первый звук [м'] и последний [м] (Мясом).

- Ну, что же пора нам возвращаться домой. Теперь мы ждем тебя в гости, Сусасея! Прилетай на нашу планету и привози с собой марсианские предметы, расскажешь, как живут марсиане.

VI. Итог занятия.

- К полету готовы?

- Закройте глаза. Мы в космосе. Вот и Земля. Мы выходим на посадочную орбиту. Вот и космодром. Обратно в Москву мы полетим на самолете.

Мы славно путешествовали, играли, узнавали много нового. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?