Проектирование урока деятельностного типа

Разделы: Информатика


В условиях современной школы для достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями государственного стандарта в учебной деятельности школьников необходимо выделить пять основных составляющих: учебно-познавательные мотивы (для чего мне необходимо изучить этот объект?), действие целеполагания (каким будет результат?), планирование решения (какие шаги необходимо выполнить в ходе решения задачи?), выполнение учебных действий и рефлексивно-оценочные действия(все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели?).

Главной целью педагога становится не изложение материала, а организация познавательной деятельности школьников. Правила организации собственной познавательной деятельности для учащихся могут быть сформулированы следующим образом:

  • изучи предмет в целом, дай его общую характеристику;
  • раздели предмет на части, изучи каждую отдельно;
  • соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют.

Использование этих правил позволяют учащимся самостоятельно продвигаться в освоении учебного материала.

Организуя активную познавательную деятельность учащихся, педагог использует различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную. Фронтальная форма организации учебной деятельности обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении. Индивидуальная форма работы школьников на уроке позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. Групповая работа учащихся применяется для решения основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, выполнение дифференцированных групповых заданий формирует навыки коллективной работы, а общение является одним из условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Применение названных форм и методов обучения в их оптимальном сочетании в рамках деятельностного подхода обеспечивает практическую направленность учебного процесса, способствует созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создает условия для применения их в практической деятельности, исключает формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Далее приведен пример проектирования урока информатики деятельностного типа.

Информационная карта урока информатики

Тип урока: изучение нового материала.

Первый урок по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» (всего 15 часов).

Задачи урока

Образовательные

1. Изучить процесс кодирования графической информации.

2. Дать научное объяснение фактам окружающей действительности, связанным с кодированием графической информации.

3. Обеспечить связь нового и ранее изученного материала, определить его место в практической деятельности человека

Развивающие

1. Развивать ключевые компетентности (информационную, коммуникационную, учебно-познавательную.

2. Развивать логическое мышление (сравнение, анализ, построение рассуждений, выведение следствий).

3. Активизировать мыслительную деятельность через организацию проблемного (подводящего) диалога.

Воспитательные

Создать условия для:

1. приобретения опыта самостоятельной познавательной деятельности;

2. осознания ценности знания;

3. развития оценочных умений;

4. развития речи, коммуникативных навыков;

5. развития позитивной «Я-концепции»: я - знаю, я - умею, я – могу.

Содержание

1. Информационные процессы, кодирование информации.

2. Принципы кодирования графической информации.

3. Применение кодирования графической информации в технике и профессиональной деятельности

Методический инструментарий

1. Методы:

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский.

По виду источника знаний: словесный, наглядный, практический.

По форме совместной деятельности: фронтальная, групповая (парная) работа.

2. Средства:

Технические: компьютерный класс с мультимедийным проектором, цифровая камера.

ЭОР: презентация по теме урока, электронный учебник «Компьютерная графика», ресурсы Интернет.

Организационно-педагогические:

Рабочие листы, «Подсказка», памятка «Самое главное», учебник Н.Д. Угринович «Информатика-9», таблица «Информационные процессы».

3. Способы оценки учащихся:

Наблюдение

Беседа

Самооценка, соотнесение результатов самооценки учащихся и оценки учителя.

Результаты

Учащиеся будут знать/понимать:

Принципы кодирования графической информации.

Параметры качества компьютерной графики.

Системы цветопередачи.

Учащиеся будут уметь:

Объяснять процесс преобразования графической информации.

Учащиеся будут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Записи графической информации с помощью цифровой камеры.

Управления качеством графической информации.

Формирование УУД

1. Личностные, на основе развития мотивации, «я-концепции», самооценки; осознания ценности знания.

2. Регулятивные, на основе целеполагания, планирования и организации деятельности, самоконтроля и самооценивания.

3. Познавательные, на основе поиска и переработки информации, работы с научными понятиями.

4. Коммуникативные, на основе межличностного взаимодействия, кооперации.

Проект урока информатики «Кодирование графической информации», 9 класс. (Приложение)

Приложение 1

«Подсказка»

1. Минимальный элемент изображения §1.1, с. 10

1. Название минимального элемента изображения, определение.

2. Способ получения минимальных элементов изображения, определение.

2. Параметры качества §1.1, с11-12

1. Разрешающая способность, определение.

2. Глубина цвета, определение.

3. Связь глубины цвета и количества цветов.

3. Системы цветопередачи RGB, CMYK, HSB §1.1, с.15-20

1. Базовые параметры системы цветопередачи.

2. Способ формирования цветов в системе цветопередачи.

3. Где применяется каждая из систем цветопередачи?

Приложение 2

Приём «Самое главное»

Быстро и внимательно прочти учебный текст (фрагмент текста).

Найди одно главное слово, которое определяет смысл учебного текста.

От главного слова построй одну главную фразу, которая определяет смысл учебного текста.

Найди в тексте «секрет», без которого текст был бы лишен смысла.

Обсудите в группе, выберите самые точные ответы.

Приложение 3

Планирование работы со слабоуспевающими

5. Вовлечение в обсуждение, обращение к источнику информации (учебнику, таблице, схеме).

6. Включение в группы (пары) со средними учащимися, возможность задать вопрос и проговорить материал.

7. Использование «Подсказки» - примерного плана ответа, помощь учителя и одноклассников при выполнении задания.

8. Проговаривание по опорной схеме.

9. Анализ листа самооценки, положительное подкрепление результата, планирование ликвидации затруднений.

Рабочий лист

Фамилия, имя _____________________________

Тема:
Цель:
Вопросы: 1) 2) 3)
Результаты обсуждения

 

Лист самооценки

Оцени свой результат и поставь соответствующий знак в ячейки таблицы, если:

+ – твой результат полностью соответствует критериям

± – испытываешь затруднения, соответствие критериям частичное

– -- твой результат не соответствует критериям

 

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

Я ЗНАЮ

Пиксель

Дискретизация

Растровое изображение

Параметры качества

Системы цветопередачи

     
Я ПОНИМАЮ

Устанавливаю связи между понятиями

     
Я ПРИМЕНЯЮ

Объясняю процесс кодирования

Решаю расчетные задачи

     

Домашнее задание: §1.1, Ресурсы интернет, «Помощь друга»