Логопедическое занятие для детей с родителями на тему "Звук [н] и буква Н"" (старшая коррекционно-развивающая группа)

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

  1. Познакомить детей со звуком и буквой “Н”.
  2. Научить родителей основным приемам работы с детьми по звуковому анализу и обучению чтению.

Задачи занятия:

  1. Учить детей слышать и выделять звук “Н”, определять место звука в слове.
  2. Познакомить детей с буквой “Н”, отработать навык чтения обратных слогов с буквой “Н”.
  3. Развивать у детей навыки звукового анализа и фонематического восприятия.
  4. Тренировать память, внимание, навык понимания двухступенчатых инструкций.
  5. Активизировать в самостоятельной речи детей обобщающие слова.
  6. Закрепить понятия “звук”, “буква”, “слово”, “предложение”.
  7. Развивать мелкую моторику рук и общую координацию движений.
  8. Формировать у детей и родителей навыки взаимодействия в учебной деятельности.

Оборудование: предметные картинки на гласные звуки (аист, альбом, антенна, акварель, иголка, индюк, игрушки, удочка, улица, ученица, утюг, ослик, озеро, остров и др.); картинки со звуком “Н” в начале, середине и конце слова; слоговые таблицы для чтения: “АН”, “ОН”, “УН”, “ИН” для каждого ребенка, наборы счетных палочек.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Родители и дети встают в круг и, передавая мяч друг другу, здороваются. При этом желательно использовать различные слова приветствия: здравствуйте, добрый день, хорошего настроения, рад Вас видеть и проч.

2. Упражнения для развития мелкой моторики рук и координации движений. Выполняются в кругу.

– “Кулак – ребро”:
Раз – одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена в ладони, ребром вниз.
Два – поменять положение рук.
– “Ушки – рожки – жук”:
Раз – выставить указательный и средний палец обеих рук в форме ушек.
Два – выставить указательный палец и мизинец обеих рук в форме рожек.
Три – выставить большой палец и мизинец обеих рук в форме жука.

3. Дети садятся за столы по инструкции логопеда:

“Чьё имя начинается на звук “М”, сядет за стол, где лежит картинка “аист”. Чьё имя начинается на звук “И”, сядет за стол, где лежит картинка “игрушки” и т. д. На столах разложены картинки, начинающиеся на гласные звуки “А”, “У”, “И”, “О”. Затем приглашаем родителей сесть рядом со своим ребёнком.

4. Повторение пройденного материала “Гласные звуки”.

Игра “Узнай по артикуляции”. Логопед последовательно беззвучно показывает артикуляцию гласных звуков “А”, “У”, “И”, “О”. Дети и родители отгадывают звуки и называют их.

Игра “Шифровальщики”. Мамы поворачиваются спиной к ребенку, дети на спине мамы пишут пальчиком букву “А”, “У”, “И” или “О”. Мамы угадывают букву. Затем меняются ролями: мамы пишут, дети угадывают.

Игра “Угадай, чья картинка”. Логопед беззвучно показывает артикуляцию гласных звуков “А”, “У”, “И”, “О”. Дети и родители подбирают и показывают картинку, которая начинается с этого звука (картинки лежат на столах).

Игра “Узнай звук, придумай слово”. Логопед беззвучно показывает артикуляцию гласных звуков “А”, “У”, “И”, “О”. Дети и родители придумывают слова, которые начинаются с этого гласного звука.

5. Постановка цели занятия.

Логопед: “Сегодня мы будем учить новый звук. А какой это звук, отгадайте загадки и определите первый звук в словах-отгадках”:

Инструмент бывалый – не большой, не малый.
У него полно забот: он и режет, и стрижет. (Ножницы).

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги).

На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке и щебечут песенки. (Ноты).

Подходить к дому стала –
С неба солнце украла. (Ночь). [1]

Логопед: “Кто догадался, какой звук мы будем сегодня учить? Правильно. Звук “Н”.

6. Звук “Н”. Особенности артикуляции.

Понятие “согласный звук”. Фонетическая характеристика звука.

7. Знакомство с буквой “Н”.

Логопед: “Отгадайте, кто нам принесёт букву “Н”?” Дети и мамы придумывают слова, которые начинаются на звук “Н”. Логопед переворачивает картинку “ножницы” с буквой “Н”. Картинку с буквой выставляем на доске.

8. Игра “Прятки” – определи место звука в слове.

Перед доской лежат перевернутые картинки, одна из мам выходит к доске, берет любую картинку и показывает её своему малышу. Ребенок определяет, где стоит звук “Н” в слове – в начале, середине или конце. Картинку выставляют на доску. Затем выходит следующая мама. И так все картинки со звуком “Н” выставляются на доску.

9. Отработка обобщающих понятий.

“Назовите инструменты, цветы, животных, рыб (по картинкам на доске)”.

10. Работа над предложением.

“Придумай предложение с любым словом (по картинкам со звуком “Н” на доске)”.

11. Игра-соревнование “Кто запомнил больше слов”.

Ребенок выходит к доске, поворачивается спиной к картинкам и называет картинки по памяти. Мама считает, сколько слов он запомнил. После игры определяется победитель.

12. Физ. минутка.

Упражнения для активизации межполушарного взаимодействия: “Перекрестные шаги”, “Ленивые восьмерки”, упражнение на равновесие.

13. Запоминаем букву “Н”.

“Посмотрите на букву “Н” и придумайте, на что она похожа?” Дети и мамы придумывают ассоциативные образы: забор, калитка, схема дороги, качели и проч.

Логопед: “Буква “Н” очень похожа на носилки. Давайте выучим стишок про букву”.

“Н” похожа на носилки,
Тут доска посерединке.
Мы за ручки взялись дружно,
Носим мусор куда нужно. [2]

14. Игра “Раз, два, три – букву собери”.

Дети собирают букву из счетных палочек и определяют, сколько палочек для этого нужно. Затем логопед делит детей на группы по 3 человека и дети на коврике ложатся так, чтобы получились буквы “Н”. Затем все возвращаются на свои места.

15. Отработка навыка чтения.

Дети читают на карточках слоговые дорожки: “АН”, “ОН”, “УН”, “ИН”. Затем мамы называют слоги, дети находят карточку, на которой написан этот слог.

16. Итог занятия.

Какой звук и букву мы сегодня учили.

Какие задания и упражнения мы сегодня выполняли.

Логопед спрашивает детей, понравилось ли им заниматься вместе со своими мамами.

Литература:

  1. Сборник загадок. Составитель М. Т. Карпенко. – М.: “Просвещение”, 1988.
  2. Галкина Г. Г. Звуки, буквы я учу! – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2009.